|
|
N°186, 14 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вера в зерно
Правительству не дают покоя успехи царской России
Россия уже в ближайшие годы может стать основным поставщиком зерна на мировой рынок. "Если позитивные тенденции в сельском хозяйстве последних полутора-двух лет подхватить рыночными методами, то Россия вновь может стать зерновой державой", -- заявил вчера Михаил Касьянов, открывая совещание, посвященное развитию зернового рынка. Премьер напомнил, что Россия еще в 1913 году собирала 80 млн тонн зерна в год и при этом 15 млн тонн зерна экспортировала. В то же время и нынешние 65 млн тонн зерна после рекордно неурожайного прошлого года г-н Касьянов считает хорошим результатом, "однако эта позитивная тенденция еще далека от устойчивой". "Поэтому настало время разработать меры, чтобы создать уверенность в том, что используемые механизмы правильные", -- заявил он. В частности, необходимо определить действия, которые может осуществить правительство, чтобы не было искусственных и необоснованных цен на зерно. "Цены на зерно во многом предопределяют устойчивость цен на другие виды сельхозпродукции", -- пояснил г-н Касьянов.
Скорее всего уже в ближайшие дни будет издано решение правительства, где будет отражен предложенный «Минсельхозпродом механизм по нивелированию колебаний на зерновом рынке». По словам вице-премьера по АПК Алексея Гордеева, такие колебания зависят не только от сезонного фактора, но и от погодных условий каждого года. Поэтому, по его словам, государству необходимо принять участие в работе зернового рынка "в качестве игрока при сохранении рыночных отношений в производстве и реализации зерна". Например, государство через федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка намерено «осуществлять товарные и закупочные интервенции на зерновой бирже (на эти цели в бюджете предусмотрено 2 млрд рублей)».
Интервенции и последующая продажа зерна, безусловно, полезная вещь, однако это все меры, относящиеся к будущей осени. Сейчас же в преддверии посевной хозяйства и предприниматели решают совсем другие задачи. «В программе Минсельхоза нет ни одного слова о том, как правительство намерено развивать и увеличивать производство зерна», -- заявила корреспонденту газеты «Время новостей» директор Института конъюнктуры аграрного рынка Елена Тюрина. По ее словам сейчас необходимо принять меры, которые бы стимулировали компании вкладывать в производство. Ведь если бы сейчас урожай в России составлял бы 80--85 млн тонн, то никакие интервенции не потребовались, так как рынок сам бы себя уравновешивал.
Кроме того, не совсем ясно каким образом и на какой бирже правительство собирается закупать зерно. По словам г-жи Тюриной, сейчас объемы сделок на бирже столь ничтожны, что появление покупателя с 2 млрд рублей просто обрушит рынок. Поэтому не исключено, что г-н Гордеев, говоря о бирже, имеет в виду биржи в западных странах. Складывается ощущение, что, вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие производства зерна, Минсельхоз опять собирается финансировать западных производителей. К тому же в программе министерства нет ни слова о том, как будет реализовываться закупленное правительством зерно.
Что же касается интервенций как таковых, то, как заявил корреспонденту газеты «Время новостей» не так давно руководивший департаментом развития АПК правительства Леонид Холод, закупочные интервенции как рыночная мера регулирования экономики используются во всем мире. В то же время в предлагаемой Минсельхозом схеме настораживает создание единого агента, который будет заниматься закупками на бирже. «Столь мощный монопольный игрок может легко обрушить работу, только зарождающуюся биржу», -- заявил г-н Холод. Поэтому было бы логичнее, если закупки осуществлялись бы в регионах, где есть избыток зерна, а не на биржах. В то же время во всем мире используется система, когда закупки делают не через одного агента, а с помощью нескольких структур.
Как заявил корреспонденту газеты «Время новостей» экс-министр сельского хозяйства Виктор Семенов, программа кабинета -- это пока «рамочный документ, которым вводится концептуально новый механизм регулирования рынка». Называть этот документ исключительно правительственным было бы неверно. Благодаря слаженной работе чиновников Минсельхозпрода и представителей бизнеса, членов отраслевых союзов «удалось убрать из него много лишнего». «Необходимо исключить ошибки при принятии дальнейших положений. Если на зерновом рынке случится «черный вторник», последствия будут намного серьезнее, чем после банковского кризиса», -- пояснил г-н Семенов.
Василий ВЕРБИН