|
|
N°186, 14 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ифтар во имя прогресса
Китай -- последняя надежда талибов
Во вторник в Ашхабаде завершились продолжавшиеся несколько дней прямые переговоры представителей афганского движения «Талибан» с их противниками из Северного альянса. Они проходили в рамках празднования пятилетия туркменского нейтралитета, на которое приглашены делегации обеих афганских сторон во главе с муллой Амирханом Муттаки, министром образования и информации в правительстве талибов, и Саиджоном Абдулрахимом, спецпредставителем президента Афганистана (Северный альянс) Раббани. Мусульмане отмечают сейчас священный праздник Рамазан, поэтому беседы начинались поздно вечером, во время «ифтара» -- разговения после дневного поста.
Результаты многочасового общения, которое частично проходило при посредничестве спецпредставителя генсека ООН по Афганистану Франсиско Вендрелла, министра иностранных дел Туркмении Батыра Бердыева и «афганского» спецпосланника президента Туркмении Бориса Шихмурадова, оказались впечатляющими. Враждующие стороны достигли взаимопонимания по таким принципиальным для них вопросам, как процедуры толкования исламских законов. Талибы как доминирующая сила в стране согласились признать северян в качестве невооруженной оппозиции в Афганистане, а Северный альянс, в свою очередь, готов отказаться от претензий на равное с талибами представительство в коалиционном правительстве.
Готовность талибов к конструктивному диалогу произвела должное впечатление на г-на Вендрелла, об этом он сообщил и журналистам в Ашхабаде. Теперь вопрос в том, какое впечатление «ашхабадский процесс» произведет на членов Совбеза ООН, которые в ближайшие дни должны рассмотреть совместный российско-американский проект резолюции об ужесточении санкций против «Талибана». Единственный шанс талибов избежать этого -- вето со стороны одного из пяти постоянных членов Совбеза, Китая. Хотя Пекин -- не сторонник силового давления на афганцев, (на днях посол КНР в Исламабаде встречался в Кабуле и Кандагаре с руководством талибов), вероятность китайского вето чрезвычайно низка. Пекин пока не может позволить себе в ООН фрондировать против Москвы и Вашингтона.
В Ашхабаде же убеждены, что антиталибские санкции только усилят позиции радикалов в Кандагаре и сплотят вокруг них афганцев, что лишь усугубит афганскую драму. Как заявил газете «Время новостей» г-н Шихмурадов, в случае введения санкций туркменское руководство не намерено менять свою «афганскую» политику: «Мы по-прежнему будем общаться с обеими враждующими сторонами и поставлять афганцам электроэнергию, мы спасаем не лидеров, а народ...».
Аркадий ДУБНОВ