|
|
N°185, 09 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Окно в Европу начали расширять
Строительство портов на побережье Финского залива в Ленинградской области в этом году наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Переход от разговоров к земляным и строительным работам -- результат того, что сырьевые экспортеры поняли: им не обойтись без собственных перевалочных мощностей. Осознало это и государство.
Еще в середине 90-х годов известный петербургский предприниматель Илья Баскин выдвинул идею строительства грузового порта в Усть-Луге с годовым грузооборотом 35 млн т. План поддержал тогдашний губернатор Ленинградской области Вадим Густов. Созданная для строительства порта компания «Усть-Луга» зарегистрировала около полутора десятков полностью принадлежащих ей фирм для строительства такого же количества специализированных терминалов. Некоторые из них -- угольный, минеральных удобрений, генеральных и металлических грузов -- даже были заложены.
Инвестиций, которые удалось привлечь «Усть-Луге» при Баскине, хватило только на издание красочных буклетов и проведение фуршетов по поводу закладки первого камня. Еще деньги понадобились на разминирование Лужской губы, берега которой еще с войны были нашпигованы неразорвавшимися боеприпасами. Была намыта часть территории угольного терминала, после чего стройка практически стала.
Оживление началось лишь весной прошлого года, после перемен в структуре акционерного капитала компании «Ростерминалуголь»: 49% акций было продано инвестиционной компании «Соколовская», владеющей шахтами в Кузбассе, а 51% передан государству, и в обмен на этот пакет премьер-министр Евгений Примаков пообещал финансировать строительство. Обещание свое он сдержать не смог, так как уже через два месяца перестал быть главой правительства. Бюджет свои обязательства начал выполнять лишь летом нынешнего года. Причем полностью финансирует работы только Минтранс, а Минэнерго выделяет лишь треть от запланированных средств. В этом году в строительство вложено около 250 млн рублей, необходимо еще чуть больше 100 млн.
Но хуже всего, пожалуй, то, что до сих пор даже в проекте не предусмотрена подъездная железнодорожная ветка к угольному терминалу. Если ее не построят до третьего квартала 2001 года, на который рассчитан запуск первой очереди порта мощностью 1 млн т угля, то отправка первого судна с грузом будет отложена на неопределенный срок.
«Компания «Соколовская» -- движущая сила строительства терминала: еще нет его первой очереди, а она уже закупила за 8,1 млн долларов перегрузочное оборудование для второй очереди мощностью 4 млн т», -- сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» гендиректор «Ростерминалугля» Андрей Симонов.
В проекте строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС) с нефтетерминалом в Приморске, на северном берегу Финского залива, частных инвесторов нет. В конце ноября вице-президент «Транснефти» Сергей Тер-Саркисянц еще раз подтвердил газете «Время новостей», что все необходимые для строительства 460 млн долларов будут вложены только из средств этой госкомпании.
Строительство порта в Приморске с перевалочной мощностью около 45 млн т нефти в год Вадим Густов предполагал начать еще в 1997 году. Но работы начались лишь 31 марта 2000 года, и пока «Транснефть» ограничивается мощностями для перевалки 12 млн т сырья. Первый танкер обещают загрузить в декабре 2001 года. Возможно, что со временем появится и вторая очередь порта, рассчитанная еще на 17 млн т нефти. Пока же работа идет со спринтерской скоростью: за четыре месяца построены три нефтехранилища, к осени 2001 года обещают возвести причальный комплекс. А нужно еще проложить 150 км новых трубопроводов и реконструировать 450 км уже имеющихся.
В правительстве Ленинградской области любят говорить о том, что строительство БТС стало возможно лишь благодаря «политической воле» президента, а также благодаря роспуску Министерства торговли. Оно активно лоббировало экспорт нефти не через Приморск, а через финский порт Порвоо. Но еще в сентябре Михаил Касьянов заявил, что эта тема обсуждаться не будет, пока не будет построен Приморский нефтеналивной порт. Губернатор Валерий Сердюков в свою очередь отмечает, что «после сооружения терминала в Приморске при наличии дополнительного количества нефти могут быть рассмотрены и другие варианты экспорта сырья -- если, конечно, позволит пропускная способность трубы».
«Ростерминалуголь» тоже не собирается ограничиваться 6--8 млн т угля в год, а хотел бы экспортировать через Усть-Лугу до 25 млн т сырья -- именно столько начиная с 2004 года намерены вывозить за рубеж кузбасские компании «Соколовская», «Кузбассразрезуголь» и «Шахта Распадская». Инвестора пока нет.
Лужский порт не единственный угольный проект на Финском заливе. Но если Усть-Луга вовсю строится, то в порту Высоцк (неподалеку от Выборга) пока еще только планируется в 2001 году начать строительство нового причального комплекса для перевалки 6 млн т угля ежегодно. У Высоцка есть неоспоримое преимущество -- 15-метровая глубина гавани, которой пока нет ни в одном порту области. Но нет 14 млн долларов, необходимых для реализации проекта.
Строительство еще одного порта, рассчитанного на ежегодную перегрузку 1 млн т жидкого аммиака и 1 млн т метанола, начнется недалеко от Приморска в январе 2001 года и продлится около 18 месяцев. Это проект «Балтхимэкспорта», созданного российскими экспортерами аммиака и метанола. Это сами экспортеры (химпредприятия Череповца, Самары, Перми и Тольятти), а также перевозчики этих грузов. Они готовы вложить в сооружение терминала химических грузов около 30 млн долларов своих денег и еще 45 млн возьмут в кредит.
На фоне этих строек проект «Сургутнефтегаза» по строительству нефтетерминала в бухте Батарейной выглядит неопределенно: пока там сооружены только подъездная дорога и ЛЭП, и представители компании точные сроки строительства не называют.
От Ленинградской области не отстает и Санкт-Петербург, на территории которого находятся мощности ЗАО «Петербургский нефтяной терминал». Если в 1999 году через его причалы было экспортировано 3 млн т нефтепродуктов, то по итогам 2000 года перевалка составит уже 5,7 млн т. В этот проект вложили 40 млн долларов владельцы терминала, нефтекомпании и компания «Морской порт Санкт-Петербурга». Теперь ЗАО собирается превратиться в ОАО, за счет допэмиссии привлечь 60 млн долларов и нарастить экспорт до 14 млн т нефтепродуктов в год. Но конкуренции для БТС этот проект не составит, так как через Питер экспортируется не сырая нефть, а топливо.
Более того, в городе появятся еще два терминала -- нефтяной и калийный. Калийный с середины 2000 года строят «Морской порт Санкт-Петербурга» и «Уралкалий», которые вкладывают в проект примерно по 25 млн долларов. К лету 2001 года ожидается запустить первую очередь комплекса мощностью 2 млн т калийных удобрений и поташа в год.
Остается лишь добавить, что транспортировка грузов через Балтику обойдется экспортерам на 20--40% дешевле, чем перевозка по железной дороге. А главное -- порты будут свои, и никто не сможет ужесточить режим обработки грузов или взвинтить портовые сборы в самый неподходящий момент.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург