Время новостей
     N°185, 09 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2000
Широкая ярмарка
На открытии «Арт-Манежа» актуальному искусству стало нечем дышать
Общеизвестно, что у ярмарки «Арт-Манеж», в этом году в третий раз сменившей состав оргкомитета, устойчивая репутация арт-форума, как бы помягче сказать, излишне демократичного в отборе участников: пространство в 6 тысяч квадратных метров трудно заполнить (и окупить) только качественными экспонатами. Усилия всех прежних команд неизбежно были направлены на то, чтобы запрятать по углам зала все самое сомнительное. Тем не менее галереи, умеющие угадывать вкусы случайных посетителей Манежа (художественные выставки в главном столичном зале случаются один-два раза в год, и публика не привыкла ходить сюда именно за искусством), по-прежнему задают здесь тон. И "Вертъ", и "Пан-Дан", и "Зеро", торговавшие здесь и при белых, и при красных, сегодня смотрятся ветеранами. По причине именно их неуемной активности другие галереи, вроде "XL", Айдан-галереи или галереи Гельмана, в зимних "Арт-Манежах" не участвуют, предпочитая альтернативную весеннюю "Арт-Москву" с ее строгим отбором.

За годы существования "Арт-Манеж" левел, правел, становился плацдармом некоммерческих проектов... Теперь оргкомитет (или скорее лично директор Манежа Станислав Каракаш, потому глядеть на других устроителей как-то грустно -- не досидят ведь до очередной ярмарки!) гордится тем, что залучил Владимира Овчаренко из более-менее радикальной "Риджины". Благодаря Овчаренко на этот раз в Манеже как бы есть "все" -- от убогих декоративно-прикладных поделок галереи "Ива-Арт-Дизайн" до татуированного поросенка (свиньи и прочая живность не раз, если можно так выразиться, оживляли обе московские ярмарки), так что другая ярмарка теперь вроде и не нужна. Однако сколько бы мысленно ни отменяли "Арт-Москву" устроители "Арт-Манежа", им вряд ли удастся отменить ее на практике. Тем более в Манеже вновь преобладает салон: цветочки, красотки, закаты.

Да и актуальное искусство в России какое-то сомнительное. В день открытия в зале ярмарки произошла очередная арт-провокация. Ближе к входу, посреди толпы, обнаружился принесенный откуда-то голый человек. Он был плотно примотан к куску пенопласта прозрачным целлофаном -- на манер куриных тушек с оптового рынка. И надпись при нем была -- "полуфабрикат". Чтобы дольше радовать публику за ламинированными формами, бедняга запасся выведенным наружу шлангом для дыхания, да, видно, не рассчитал диаметра. В результате задохнувшегося акциониста-эксгибициониста довольно скоро пришлось спасать всем миром, разрывать упаковку, в отсутствие излишков одежды заматывать в подвернувшиеся тряпки и уводить «за кулисы».

"Кулик, Кулик?" -- интересовались в толпе.

Но зашедший на выставку настоящий Олег Кулик стоял рядом. Одетый.

Сергей САФОНОВ