|
|
N°185, 09 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Демократия огромного размера
ЕС принял прообраз европейской конституции
Отныне жизнь стран Евросоюза будет определяться Хартией совместных основных прав и ценностей. Участники исторического, как его определили задолго до начала, саммита ЕС в Ницце торжественно объявили о подписании этого документа, который может рассматриваться как прообраз единой общеевропейской конституции. По мнению официального представителя Еврокомиссии Джонатана Фаулла, имеется хорошая возможность достичь консенсуса и по главному вопросу, ради которого первые лица европейских государств собрались на Лазурном берегу. Имеются в виду реформы в ЕС с учетом его расширения. Участники саммита сейчас настроены гораздо более оптимистично, чем во время прибытия в Ниццу. Основополагающие решения относительно будущего Европы будут приняты не раньше понедельника.
Речь идет прежде всего о подготовке почвы для очередных изменений коллективных договоров, лежащих в основе ЕС. После вступления их в силу на большей части континента должно возникнуть новое сообщество из 28 государств -- что-то вроде «демократической империи». Численность увеличится с нынешних 373 миллионов почти до 544 миллионов. Это примерно вдвое больше, чем сегодня в США. Однако прежде чем ЕС откроет двери для новых членов, необходимо основательно реформировать как структуру ЕС, так и механизм принятия решений, чтобы в новом составе он оказался дееспособным. В конце концов ни полякам, ни венграм, ни чехам не пойдет на пользу, если они будут приняты в международную организацию, которая окажется неуправляемым парализованным монстром.
Остро стоит вопрос о распределении голосов в Совете министров ЕС. Немцы выступают за то, чтобы при определении удельного веса голосов в этом органе, принимающем основные решения, учитывалась численность населения каждой страны. Помимо этого они добиваются полной или хотя бы частичной отмены права вето при принятии решений. Однако в данном случае у каждой из стран ЕС существует свой любимый конек, отказываться от которого ей бы не хотелось. Так, самому канцлеру Шредеру было бы удобнее всего сохранить за Германией вето в вопросах иммиграции и предоставления политического убежища -- по крайней мере до тех пор, пока не будет выработана и принята всеми единая политика ЕС по данной проблеме. Франция не намерена отступать от права вето в области внешней торговли. Британский премьер Тони Блэр заявляет, что его страна намерена и впредь придерживаться права вето в области социальной, налоговой, оборонной и пограничной политики. Британский подход к вето в области налогов поддерживают Швеция, Ирландия и Люксембург. Другой важнейшей проблемой остается определение разумного числа комиссаров ЕС, сидящих в Брюсселе. В настоящее время «большие страны» (Германия, Франция, Великобритания и Италия) имеют право назначать по два комиссара, справедливость чего вызывает глубокие сомнения у всех остальных.
Юрий ШПАКОВ, Берлин