|
|
N°185, 09 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Черные дни Леонида Кучмы
Дело Гонгадзе привело к полномасштабному политическому кризису в Киеве
Политический скандал, беспрецедентный даже для не отличающегося чистотой нравов пространства СНГ, продолжает набирать обороты в Киеве. Напомним, что 28 ноября лидер оппозиционной Соцпартии Украины Александр Мороз обнародовал аудиозапись, свидетельствующую, по его утверждению, о причастности президента Леонида Кучмы, главы его администрации Владимира Литвина и министра внутренних дел Юрия Кравченко к исчезновению в сентябре (а предположительно -- и убийству) оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе.
Фигуранты скандальной аудиозаписи немедленно назвали ее фальшивкой, против Мороза подано несколько исков по обвинению в клевете. Однако события, последовавшие за пресс-конференцией, и не очень внятная реакция властей свидетельствуют об их смятении. Со своей стороны, Александр Мороз демонстрирует полную уверенность, тем более что скандал уже привлек внимание всего мира. За разъяснениями к администрации Кучмы уже обратились представители всех ведущих посольств, ОБСЕ, Совет Европы, а также многочисленные неправительственные организации, которые давно уже обвиняют официальный Киев в ущемлении демократических свобод. После более чем недельного молчания в минувшую среду президент наконец высказался. В телеобращении он назвал скандал «сознательно спровоцированной и четко спланированной политической провокацией» с целью «выставить Украину в глазах мира как нецивилизованное государство, дикое и темное общество».
Впрочем, похоже, что неприятности президентской команды только начинаются. Мороз настойчиво намекает на то, что своей очереди ждут другие материалы. Так, вчера он пообещал обнародовать материалы встречи украинских парламентариев с тем офицером Службы безопасности, который передал ставшие знаменитыми аудиокассеты. Сам он сейчас, как утверждают, скрывается за границей. Александр Мороз также дает понять, что делом Гонгадзе «разгребание грязи» вряд ли ограничится, предстоит выяснить подробности и других «странных» смертей последних лет.
Следующий виток кризиса может начаться на будущей неделе, если в Европе обнародуют результаты экспертизы морозовской пленки. И хотя украинские власти уже заявили, что не признают иностранную экспертизу, положительный ответ станет новым мощным ударом по престижу Киева. Появились и первые свидетельства того, что зашаталась политическая опора Леонида Кучмы -- пропрезидентское большинство, сколоченное в Раде в начале года. В четверг депутаты отказались включить в повестку дня президентские законопроекты по введению в действие результатов весеннего референдума, в соответствии с которым предполагается радикально изменить государственное устройство. Несколько фракций откололось от большинства и поддержало оппозицию. Активизировался и главный «заокеанский» недруг Кучмы -- экс-премьер Павел Лазаренко, ожидающий сейчас в американской тюрьме суда за отмывание денег. Через адвокатов он потребовал считать себя политическим узником, жертвой «диктаторского режима Кучмы». Как предполагают в Киеве, процесс над Лазаренко, который уже неоднократно откладывался, может стать последним ударом по власти -- по слухам, Лазаренко напрямую указывает на Леонида Кучму как на «вдохновителя» крупномасштабной коррупции. Украинская оппозиция надеется, что с приходом в Белый дом республиканской администрации, не связанной никакими обязательствами с нынешней правящей элитой в Киеве, показаниям Лазаренко будет дан ход.
Игорь МАКСИМОВ