|
|
N°185, 09 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Споров о гимне могло и не быть
Конституция России несовершенна, и это признается практически всеми без исключения. В ней есть даже откровенные ляпы. Например, одни и те же вопросы относятся и к исключительному ведению центра, и к его совместному ведению с регионами. Тем не менее такие технические накладки есть практически в любом правовом акте, и если абстрагироваться от них, то Конституция -- это прекрасный с юридической точки зрения документ. Просто в какой-то степени она оторвана от реальности, не учитывает некоторых российских реалий.
Мы предлагаем сделать Конституцию более определенной. И прежде всего она должна определить статус Российской Федерации. Кто она: преемница Российской империи, как предусмотрено в редакции нашей преамбулы, или все-таки преемница СССР? Если бы это было сделано семь лет назад, не было бы сегодняшней дискуссии о гимне.
Также необходимо предельно четко распределить функции и полномочия между всеми институтами власти -- как "по горизонтали", так и "по вертикали". Ведь примеров перетекания правовых коллизий в политические кризисы немало. По-новому должны быть определены роль и место президента. Сегодня он не только глава государства, но и фактически глава исполнительной власти. Результат -- совершенно не самостоятельное правительство, сменяемое президентом в зависимости от того, кого он хотел бы видеть своим преемником.
По-моему, кабинет министров должен превратиться в правительство парламентского большинства. Раньше это было опасно из-за того, что могло бы сформироваться коммунистическое правительство. Теперь же в правительстве любого большинства не заинтересован президент. Как не заинтересован он и в более четкой регламентации его собственной власти. Сегодня она практически неограниченна, и не только потому, что президент обладает весьма значительными полномочиями, но и потому, что в Конституции есть так называемые скрытые полномочия президента, которые таятся за абстрактными формулировками Основного закона. Президент должен перестать быть начальником премьер-министра и стать именно главой государства. При этом ему могут быть переданы и какие-то новые полномочия, например право самостоятельного назначения генпрокурора или право отстранять глав субъектов федерации и мэров при сознательном нарушении ими федерального законодательства.
Предлагается пересмотреть и роль обеих палат парламента. В Совет Федерации, который переименовывается в нашей редакции в Сенат, необходимо включить бывших президентов и членов Конституционного суда. Остальные сенаторы должны выбираться напрямую.
Конституция должна играть роль не регламента, а документа, ограничивающего власть. Сегодня, конечно, тенденции к изменению Конституции нет. Однако я не исключаю, что завтра ситуация может измениться.
Михаил КРАСНОВ, бывший помощник Бориса Ельцина по правовым вопросам