|
|
N°185, 09 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прощайте, скалистые горы
Российская армия выходит из Абхазии ускоренным маршем
Сегодня начинается вывод из Абхазии 10-го парашютно-десантного полка российских ВДВ. Как сообщил газете «Время новостей» официальный представитель Минобороны, окончательная договоренность об этом была достигнута на переговорах между лидером мятежной республики Вячеславом Ардзинбой и помощником начальника российского Генштаба генералом Александром Аринахиным, состоявшихся в пятницу в Сухуми. На проведение всей операции отведено лишь три недели: уже к концу декабря все тяжелые виды вооружения с дислоцирующейся под Гудаутой 50-й военной базы должны быть переброшены на территорию России. И, как подтвердили нам в МО, «военные готовы выполнить поставленную задачу».
Жесткие сроки вывода российской техники из Абхазии связаны с обязательствами, которые Москва взяла на себя в ходе прошлогоднего Стамбульского саммита ОБСЕ. Согласованный на нем адаптированный текст Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) гласит: Россия должна к 31 декабря 2000 г. «ликвидировать или передислоцировать на национальную территорию» военную технику со своих баз «Вазиани» (окрестности Тбилиси) и «Бамбора» (Гудаута), а к 1 июля 2001 г. полностью завершить их расформирование. Однако если с «Вазиани» проблем не возникло (под контролем европейских военных инспекторов часть техники была уничтожена на Тбилисском танкоремонтном заводе, часть переброшена на российскую военную базу в Армению, а часть вывезена в Россию десантными кораблями ЧФ), то с ликвидацией базы в Гудауте ситуация зашла в тупик.
Абхазское руководство заявило свои права на российское военное имущество, потребовав, чтобы 10-й ПДП оставил всю имеющуюся на складах военную технику и вооружение. И серьезность намерений Сухуми не оставляла сомнений: Москва уже сталкивалась с жесткой линией абхазского руководства в этом вопросе в предыдущие годы. Передислокацию в Россию в 1997 г. пограничной морской бригады из абхазского местечка Очамчира пришлось обставлять как серьезную спецоперацию. А на окончательный вывод российских пограничников из Абхазии в 1999 г. официальный Сухуми дал согласие только после того, как все имевшееся у них вооружение было оставлено на складах 50-й базы под охраной десантников. В итоге подразделения ФПС были вынуждены покидать Абхазию, оставив здесь все свое оружие (и сейчас при выводе 10-го ПДП придется вывозить в Россию и его).
Чтобы не допустить разоружения своих подразделений в Абхазии, в российском военном ведомстве рассматривались все возможные варианты действий. В том числе и силовые. На тот случай, если бы с Сухуми не удалось договориться по-хорошему, Черноморскому флоту была поставлена задача «обеспечить прикрытие» с моря и с воздуха погрузки на десантные корабли вооружения и российских военнослужащих. Подобный опыт у ЧФ в недавнем прошлом уже имелся -- в 1992 г. именно в таких условиях из района Поти, где тогда шли бои со звиадистами, проводилась эвакуация подразделений и боевой техники 19-й армии ПВО.
На сей раз, похоже, обойдется без применения силы. По нашей информации, абхазское руководство обещало не препятствовать выводу техники и даже позволило присутствовать при этом зарубежным военным инспекционным группам. Правда, в Минобороны наотрез отказываются говорить о том, чем именно Москва будет «расплачиваться» за это с Сухуми. Наши военные источники лишь осторожно намекают, что с этим может быть отчасти связан упрощенный режим пересечения границы, введенный сейчас Россией на абхазском участке.
Юрий ГОЛОТЮК