|
|
N°185, 09 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Менять нельзя оставить
12 декабря российской Конституции исполнится семь лет. По сравнению с прошлым годом этот свой день рождения она справляет в относительно спокойной обстановке. Никто, казалось бы, всерьез на нее не покушается. То ли дело декабрь девяносто девятого. Тогда любой мало-мальски значимый политик был готов стать главным редактором Основного закона, словно забыв, что в 93-м многие называли новорожденную самым совершенным в мире юридическим детищем. Но вот сменился президент, и вместе с прежним главой государства, вроде бы, канули в Лету все претензии к Конституции.
Впрочем, затишье это трудно назвать штилем. Например, один из лидеров регионов, президент Татарстана Минтимер Шаймиев полагает, что неплохо было бы параллельно с перетряской конституций и уставов субъектов федерации обратить внимание и на общероссийскую. Со своей стороны и депутаты готовятся принимать закон о Конституционном собрании, от которого рукой подать до начала кардинальной реформы Основного закона. Пока молчат только президент и его окружение. И это неудивительно. Конституция как раз была написана под сильного и популярного президента, каким в 1993 году был Борис Ельцин, и каким пока является Владимир Путин.
Между тем семь лет действия Конституции показали, что она не так уж идеальна. И главный ее недостаток в том, что она не совсем подходит для России. Ее свободные формулировки оказались слишком абстрактны для нашей страны, лишенной политической культуры и системы гражданского контроля за властью и привыкшей либо к четким инструкциям, либо к приказам. С другой стороны, возник и более общий вопрос о роли Конституции в жизни России. При прежнем президенте ее положения, касающиеся властных полномочий, как канат, перетягивали друг на друга и правительство, и обе палаты парламента. Причем каждый раз эти претензии обосновывались несовершенством Конституции. Но вот появился новый президент, у которого отобрать что-то не так просто, и эти разговоры стали постепенно сходить на нет. Создается впечатление, что Конституция -- не фундамент, на котором строится система власти, а всего лишь документ, отражающий соотношение политических сил в стране, которые готовы в любой момент использовать Основной закон как разменную монету в политическом торге.
Филипп СТЕРКИН