|
|
N°184, 08 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Велено брать в лизинг
Правительство обсуждает авиационную концепцию
Правительство на вчерашнем заседании рассмотрело положение в российской гражданской авиации и решило, что с ним надо срочно что-то делать. Тон дискуссии задал премьер Михаил Касьянов: «Если мы не примем в ближайшее время необходимых мер в этой области, то не в 2003 году, а гораздо раньше перевозить в России будет нечем, взлетать и садиться самолетам будет некуда». Особенно катастрофическая обстановка складывается в районах Крайнего Севера, в тех отдаленных местах России, которые связаны с остальной частью страны исключительно с помощью воздушного сообщения, продолжил председатель правительства.
Впрочем, четкого понимания того, что же именно надо сделать, члены кабинета министров так и не достигли. Участники заседания в целом одобрили концепцию государственного регулирования гражданской авиационной деятельности и одновременно раскритиковали документ за декларативность.
Как сообщил на брифинге в Белом доме генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев, было решено дополнить концепцию двумя программами. Первая из них касается собственно системы воздушных перевозок, аэропортов и аэронавигационной инфраструктуры. Вторая должна определить способы развития (вернее, реструктуризации) отечественной авиационной промышленности. Коптев сказал, что наличные производственные мощности в этой сфере превышают потребности страны. Часть предприятий надо ликвидировать, оставив только те, которые «будут востребованы в ближайшие 10--15 лет».
Минтрансу, Минэкономразвития и Росавиакосмосу дан срок до 1 февраля 2001 года на доработку концепции и программ-дополнений. За февраль--март вопрос снова будет рассмотрен правительством.
Члены кабинета министров не могли обойти своим вниманием крупнейший из разработанных к сегодняшнему дню российских лизинговых проектов. Он предусматривает передачу через лизинговую компанию «Ильюшин-финанс» семи самолетов Ил-96-300 «Аэрофлоту» и десяти Ту-204 (или Ту-214) авиакомпании «Трансаэро». Переговоры о кредите на закупку этих самолетов ведутся с Внешторгбанком и Сбербанком. С прошлого года «Ильюшин-финанс» и авиазаводы, где на стапелях пылится недоделанная крылатая продукция, пробивают государственные гарантии под этот кредит. Без них на чисто коммерческих условиях кредитные ресурсы получаются слишком дорогими для авиакомпаний.
«Государство должно сделать так, чтобы самолеты покупались, чтобы их брали в лизинг", -- дал вчера указание г-н Касьянов. В связи с этим г-н Коптев пообещал за два ближайших месяца сдвинуть проблему госгарантий с мертвой точки. По его словам, самым привлекательным выглядит сейчас предложение Внешторгбанка. Этот банк предлагает 170 млн долларов на семь лет под 16% годовых. Банк требует, чтобы государство гарантировало 80--85% суммы кредита.
Вопрос реализации лизингового проекта для «Аэрофлота» и «Трансаэро» упирается не только в деньги. Например, менеджмент «Аэрофлота» серьезно сомневается, что эксплуатация Ил-96-300 в принципе может быть рентабельной в нынешней ситуации на российском рынке авиаперевозок (и это при том, что финансисты компании оперировали в своих расчетах кредитной ставкой 8--10%, но никак не 16%, про которые сказал вчера Коптев). Тем не менее гендиректор компании «Ильюшин-финанс» Александр Рубцов сказал вчера газете «Время новостей», что «тон дискуссии» на заседании правительства настроил его на оптимистичный лад.
Михаил КУКУШКИН