|
|
N°184, 08 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полосатый рейс
В деле «Аэрофлота» новые арестанты
Кардинально освежить расследование по делу «Аэрофлота» (а соответственно -- и по делу Бориса Березовского), изрядно набившему всем оскомину многомесячным топтанием на месте, неожиданно решила Генеральная прокуратура. Вчера утром следователи этого ведомства методом, уже испытанным на другом олигархе, Владимире Гусинском, вызвали на допрос и тут же арестовали Николая Глушкова, бывшего первого заместителя гендиректора авиакомпании «Аэрофлот». Генпрокуратура объяснила свои действия появлением в деле новых материалов, которые позволили предъявить г-ну Глушкову обвинения в мошенничестве. Поскольку по закону это преступление считается тяжким, то и меру пресечения бизнесмену выбрали соответствующую. Ранее Генпрокуратура инкриминировала г-ну Глушкову незаконное предпринимательство и «отмывание» денег. Обвинение в мошенничестве, как вчера же выяснилось, Генпрокуратура днем раньше предъявила и Александру Красненкеру, занимавшему в «Аэрофлоте» пост коммерческого директора, а ныне являющемуся членом совета директоров «Внуковских авиалиний». Последнего, правда, арестовывать не стали. Совершенно очевидно, что этими акциями Генпрокуратура начала подготовку плацдарма для наступления на главного героя всей этой истории -- Бориса Березовского, который, по версии следствия, и стоял за аферой с миллионами «Аэрофлота». Теперь следователи имеют полное право заочно предъявлять ему обвинение и объявлять в международный розыск.
Сам Борис Березовский пока проходит по делу свидетелем, но этим он обязан, несомненно, упорному нежеланию общаться со следователями. Последние безуспешно пытаются вызвать его на допрос с середины ноября, однако олигарх предусмотрительно уехал за границу и возвращаться не собирается. Еще две недели назад в США он объявил: «Меня заставили выбирать -- стать политзаключенным или политэмигрантом. И я сделал выбор в пользу политэмиграции». Теперь, узнав о новых обвинениях против своих соратников, олигарх понял, что сделал правильный выбор. «У Глушкова этого выбора не было, -- сказал Борис Березовский. -- Недавно он перенес в России тяжелую операцию. И он стал политзаключенным». При этом г-н Березовский заявил, что в ответ на действия Генпрокуратуры намерен отозвать свои предложения по созданию компании «Телетраст», в которую олигарх предполагал отдать свою долю акций телекомпании ОРТ.
Что касается самого расследования дела «Аэрофлота», то, согласно сообщениям из Генпрокуратуры, основанием для выдвижения новых обвинений послужили материалы, предоставленные в октябре-ноябре швейцарской прокуратурой. Изучив их, следователи еще с 14 ноября начали без лишнего шума вызывать на допросы участников этого дела и предъявлять им новые обвинения. Среди таковых уже оказались бывший главбух «Аэрофлота» г-жа Крыжевская и глава фирмы ФОК («дочка» «Андавы») г-н Шейнин. Ранее следователи, по их заявлениям, полагали, что руководители «Аэрофлота» под предводительством г-на Березовского «прокручивали» выручку авиакомпании через швейцарскую фирму «Андава» (учрежденную при участии олигарха), получая при этом многомиллионные прибыли. Теперь же, как утверждает адвокат г-на Красненкера Борис Кузнецов, версия следствия серьезно изменилась, и схема, по которой, по данным Генпрокуратуры, похищались деньги «Аэрофлота», оказалась иной. Якобы в свое время авиакомпания получила кредиты от швейцарской компании «Форус». По соглашению с ней, если авиаторы не могли вовремя расплатиться, «Форус» получала право брать деньги со счетов «Андавы», которая аккумулировала средства зарубежных представительств «Аэрофлота». Как считает следствие, руководство авиакомпании умышленно не возвращало «Форусу» долги, «Аэрофлоту» набегали большие штрафы, которые в нужный момент и списывались со счетов «Андавы». Правда, как при этом деньги похищались и кому именно доставались, пока так и не ясно. Это, кстати, по словам г-на Кузнецова, не объяснялось даже в постановлении о предъявлении обвинения его клиенту (хотя, согласно УПК, там должно четко говориться, кто, что и как украл).
Представители Генпрокуратуры вчера не желали вдаваться в суть новых обвинений, и, по словам адвоката Бориса Кузнецова, которому следователи также ничего не объяснили, возникла загадочная ситуация. Так, следователь Александр Филин, ведущий дело, на вопрос защитника, как же быть с прежними обвинениями, сказал: «Считайте, что их просто нет». Что же касается новых обвинений, то г-н Кузнецов назвал их "странными". По данным адвоката, на тот момент, о котором говорят следователи, у «Аэрофлота» действительно не было денег, чтобы погасить долги «Форусу» (авиакомпания страдала хронической дебиторской задолженностью), а уж доказать, что это было результатом чьего-то сговора, вообще, на его взгляд, невозможно.
Виктор ПАУКОВ, Александр ШВАРЕВ