|
|
N°184, 08 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Олигархи берут свое
Противники Фухимори возвращаются в Перу
Только тяжелая болезнь может избавить бывшего президента Перу Альберто Фухимори от принудительного возвращения в Лиму. Таково решение комиссии перуанского парламента, расследующей масштабную коррупцию в правительстве Фухимори и, в частности, дело о многомиллионных банковских счетах бывшего советника президента Владимиро Монтесиноса. Как заявил глава комиссии Дэвид Вейсман, если после трех повесток бывший глава государства не предстанет перед комиссией, в дело вмешается не только суд Перу, но и министерство иностранных дел и Интерпол. Фухимори, однако, понимает, чем ему грозит возвращение в Перу, и не спешит откликнуться на призывы парламентариев. Он предлагает желающим задать ему вопросы прибыть в Токио.
В то время как Фухимори воспользовался гостеприимством исторической родины, а всесильный шеф спецслужб Владимиро Монтесинос ударился в бега, на родину в Перу возвращаются их оппоненты. Барух Ивчер, перуанский телемагнат израильского происхождения, после трехлетнего изгнания прибыл в Лиму и триумфально вернул в свою собственность второй канал телевидения Frecuencia Latina. В 1997 году Ивчер был лишен перуанского гражданства, а вместе с ним и контроля над телеканалом (по местным законам иностранные граждане не могут быть владельцами национальных СМИ). Возглавили Канал-2 младшие акционеры -- братья Самуэль и Мендель Винтеры, которые немедленно начали судебное преследование Ивчера по обвинению в мошенническом администрировании телеканала. Государство, со своей стороны, обвинило перуанского олигарха в уклонении от уплаты налогов. Ивчер был вынужден покинуть страну.
Вплоть до 1997 года Ивчер и Канал-2 были вполне лояльны правительству Фухимори, переизбранному к тому времени на второй президентский срок, и, по словам самого телемагната, нередко прибегали к дезинформации. Но в 1997 году Ивчер неожиданно "решил предоставить полную свободу действий журналистам телеканала". Злые языки утверждают, что к этому времени отношения Ивчера с правительством, спецслужбами и лично Монтесиносом по неизвестным причинам испортились. На канале один за другим появились репортажи о миллионных доходах шефа спецслужб Монтесиноса, о нарушениях военными и полицией прав человека, о незаконных телефонных прослушиваниях, о всесилии военщины. После лишения Ивчера перуанского гражданства он стал в Латинской Америке символом борьбы за свободу прессы, а SIP (Межамериканское сообщество прессы) назвало его случай самой серьезной атакой на свободу слова на континенте. Из Майями Ивчер "экономически поддерживал" журналистов, вскрывающих язвы "режима Фухимори". Именно одному из этих журналистов, ныне конгрессмену Луису Иберико удалось раздобыть и сделать достоянием гласности скандальную видеопленку о подкупе Монтесиносом оппозиционеров, приведшую к серьезнейшему политическому кризису, отставке Фухимори и бегству Монтесиноса.
"Начнем с нуля", -- заявил Ивчер, обнаружив на Канале-2 многомиллионные долги и подорванное доверие телезрителей. Лучшие времена наступили и для других политических изгоев эры Фухимори--Монтесиноса. На самом высоком уровне решается вопрос о возвращении телевизионного Канала-13 под контроль Хенаро Дельгадо Паркера, который также лишился контрольного пакета акций после заявлений о том, что в Перу телевидение несвободно и жестко контролируется властями. А к концу месяца ожидается возвращение в Перу Алана Гарсии, занимавшего президентский пост с 1985 по 1990 год, и с 1992 года проживающего в ссылке в Колумбии. Надо сказать, что репутация Гарсии оставляет желать лучшего, -- депутат Анель Таунсенд называет его "одним из самых коррумпированных", а министр экономики в нескольких правительствах, в том числе и в правительстве Фухимори, Карлос Болонья считает Гарсию "наихудшим президентом" в истории страны.
Андрей ЗЛОБИН