|
|
N°184, 08 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Довольны все, кроме греков
В Британском музее появился Королевский двор
Королева Англии Елизавета II объявила позавчера об открытии в Лондоне самой большой в Европе крытой площади. Осуществление многомиллионного проекта, в результате которого огромный внутренний двор Британского музея превратился в современный культурно-образовательный центр, сопровождалось длительным и безуспешным выяснением отношений с греческими властями. Дело в том, что в коллекции музея (причем именно в том зале, где проходила церемония открытия) представлены скульптуры из мрамора, увезенные из афинского Парфенона в XIX веке лордом Элджином. Греки считают, что реликвии, датируемые V веком н.э., просто были украдены из Афин, несмотря на заявления английской стороны о законности вывоза. Николас Пападаки, представитель греческого посольства в Британии, отказался посетить церемонию и заявил накануне открытия Двора: «Мы просто не можем поверить, что в зале, где демонстрируются уникальные памятники истории, увезенные из Парфенона и символизирующие рождение европейской цивилизации, пройдет обычный ужин».
Последний культурный проект Елизаветы II, приуроченный к новому тысячелетию, оскандалился еще по одной причине. При восстановлении южного портика Королевского двора, разрушенного 125 лет назад, использовался совсем не тот камень, который был в оригинале. И хотя гостей торжественного вечера нисколько не смутила разница между девственно белым портиком и примыкающими к нему посеревшими от времени стенами, чиновники из организации English Heritage обвинили руководство Британского музея в «пренебрежении долгом» и публично заявили о грубой подмене.
Новая жизнь Королевского двора, некогда спрятанного от глаз туристов, а теперь превращенного в зал размером с футбольную площадку стадиона Уэмбли, стала возможной благодаря гению архитектуры -- лорду Фостеру, создателю знаменитого Моста нового тысячелетия (Millenium Bridge) через Темзу. Но если с предыдущим проектом у архитектора были серьезные технические проблемы, то в случае с Британским музеем придраться просто не к чему. Белоснежный сияющий пол, бесконечные галереи, рестораны, зеркала в рамах, «парящая» стеклянная крыша. А посреди всего этого великолепия -- знаменитый Круглый читальный зал работы английского архитектора прошлого века Сиднея Смерка, в котором находится библиотека, доступная, по утверждению хранителей музея, каждому желающему.
Теперь музей планирует принимать более 7 миллионов туристов ежегодно. Кстати, вход в него бесплатный.
Евгения КУБИЧ