|
|
N°184, 08 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Газель" Дерипаски буксует
Проблема не в комплектующих, а в доверии
Проблемой остановки производства на ГАЗе озаботился новый акционер завода -- глава группы "Сибирский алюминий" Олег Дерипаска. Вчера он срочно прибыл на завод, чтобы на месте "решить вопрос о возобновлении производства", и провел переговоры с президентом ГАЗа Николаем Пугиным.
В среду рабочие четырех цехов по сборке легковых автомобилей были отправлены в бессрочный отпуск с сохранением двух третей заработной платы. Причиной для остановки производства стала, как заявил вчера Пугин, нехватка комплектующих.
"Сибирский алюминий" месяц назад получил контроль над ГАЗом, скупив блокирующий пакет акций. Как ясно теперь, старт нового акционера на нижегородском автогиганте вышел непростым. Вопрос о поставках комплектующих был рассмотрен губернатором Нижегородской области Иваном Скляровым и Олегом Дерипаской в субботу. Администрация области предложила "снять напряженность путем кредитования". Губернатор пообещал провести собрание с руководителями заводов, поставляющих комплектующие на ГАЗ, и "успокоить их, настроить на дальнейшее сотрудничество". Иван Скляров считает, что "эти полтора месяца до собрания акционеров ГАЗа придется напряженно поработать". "Напряженка" началась уже в среду, когда встали четыре цеха ГАЗа.
Назначенный несколько дней назад генеральным директором ГАЗа Виктор Беляев, до этого работавший вице-президентом "Сибирского алюминия", сделал специальное заявление. По его словам, производство остановлено, поскольку некоторые заводы прекратили поставки комплектующих на ГАЗ.
Речь идет о Заволжском моторном заводе (ЗМЗ). На днях "Нижновэнерго" прекратило подачу электричества на этот завод, а ЗМЗ заморозил поставки двигателей ГАЗу. Сейчас руководство автозавода "намерено работать с каждым поставщиком в отдельности" и надеется, что через три дня сборка автомобилей будет возобновлена.
Беляев опроверг слухи о грядущих сокращениях на ГАЗе: "Этого не будет, а возможно, будет проведено перемещение кадров -- сборщиков нерентабельных легковых автомобилей переведут на сборку рентабельных легких грузовиков". Николай Пугин нынешние проблемы объясняет "слишком сложной схемой работы с поставщиками, которая начала давать сбои". По его словам, для нормальной работы завода необходимо уменьшить использование бартерных схем.
Между тем многие на ГАЗе считают, что дело вовсе не в недостатке комплектующих. Так, названный г-ном Беляевым главным виновником остановки конвейера ГАЗа гендиректор ЗМЗ Александр Минеев сообщил, что после остановки ГАЗа на его заводе рабочих пришлось также отправить в вынужденные отпуска.
Незадолго до вчерашней остановки производства на дилерских площадках ГАЗа стали скапливаться непроданные автомобили. Падение продаж автомобилей, начавшееся с 1 декабря, объясняют их недоукомплектацией. Но, как заметил один из крупнейших дилеров предприятия, имеет место резкое падение спроса. С приходом "Сибала" на ГАЗ многие контрагенты сократили закупки автомобилей. Поставщики и кредиторы, получавшие автомобили по бартерным схемам, потребовали «живых» денег. Один из руководителей предприятия -- кредитора ГАЗа заметил: "Николаю Пугину мы верили, а Дерипаске -- нет". Это косвенно подтвердил и нижегородский губернатор Иван Скляров: "Нынешняя ситуация -- реакция заводов-изготовителей на приход на ГАЗ нового крупного акционера".
Тем временем новое руководство завода взялось за социальную сферу. Вчера закрылось несколько детских садов, находящихся на балансе ГАЗа, а среди рабочих все шире распространяется мнение, что их зарплату скоро сократят на треть.
Наталья РЕЗОНТОВА, Нижний Новгород