Время новостей
     N°184, 08 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.12.2000
Дайте Джиму на лапу
К попрошайкам с собаками невозможно применить никаких санкций
«Помогите собаке на лечение!» -- гласила кривая надпись на обрывке картона. Пес и правда выглядел неважно: вдоль и поперек обмотанный бинтами, он вяло растянулся на сыром полу подземного перехода. Молодой человек, стоящий тут же со скорбным лицом, принимал денежные пожертвования. На вопрос о том, чем больна собака, уклончиво ответил о необходимости какой-то операции «на внутренних органах» и усиленного питания. Причем тут бинты, так и осталось неясным.

Попрошайки с животными в подземных переходах и в метро уверенно вытесняют даже попрошаек с детьми. Дежурная на станции «Пушкинская» охотно рассказала, что «под собаку» здесь каждый день просят практически одни и те же люди. По словам дежурной, периодически милиция выводит «собаководов» на улицу, однако они тут же появляются снова. Бизнес прибыльный -- собакам подают больше, чем всем остальным профессиональным нищим. «К просящим милостыню детям все уже привыкли, а вот животных у нас еще жалеют, -- считает руководитель отдела городской фауны управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства правительства Москвы Татьяна Павлова. -- Да что там говорить: сама понимаю, что аморально и безнравственно, а руки тянутся подать деньги...»

«Лично я это квалифицирую как жестокое обращение с животными, -- говорит представитель Объединения зоозащитных организаций и зоозащитников ОБЗОР ЗОО Ирина Артеменкова. -- В подавляющем большинстве случаев попрошайки эксплуатируют добрые чувства к животным, фактически мучая их».

Советник районного собрания Теплого Стана Вадим Каширин в свободное время добровольно и бесплатно помогает приюту для животных «Лад», который расположен на территории ВНИИ Природы. Однажды в приют обратилась немолодая семейная пара из Подмосковья, которая сказала, что хочет выбрать себе крупных собак для охраны хозяйства. Выбрали самых крупных -- эрдельтерьера и нечистокровную московскую сторожевую. Правда, одновременно это были и самые больные в приюте собаки: эрдель хромал, а у сторожевой почти вылезла шерсть. Новые хозяева заверили, что собак они вылечат и выходят самостоятельно. Каково же было изумление Вадима, когда буквально через пару дней он повстречал взятых из приюта псов в одном из переходов под Новым Арбатом, где с ними стояли совсем другие люди. Вернуть собак в приют не удалось, но даже поверхностное расследование показало, что это -- организованная система. «Как удалось выяснить, попрошаек с собаками привозят на машине и расставляют на «точки», у них есть свои охранники и конкуренция с другими попрошайками», -- говорит Вадим. Да и деньги, сыплющиеся в шапки и коробки, идут отнюдь не на животных. Когда директор приюта «Лад» предложила хозяину якобы больного пса из перехода оказать помощь не деньгами, а «натурой» -- медикаментами и ветеринарной помощью, то хозяин собаки отказался.

Кроме того, медяками в переходе на содержание животных не насобираешь. Вера Петросьян, президент благотворительной организации «ЭКО», которой принадлежит приют для животных в Вешняках, «в миру» -- директор строительной фирмы, прекрасно это знает. «Однажды мне позвонили и сказали, что кто-то якобы от нашего имени в метро стоял с кружкой, -- рассказывает г-жа Петросьян. -- Но мы вообще не работаем с наличными деньгами, а только по договорам! Те, кто хочет оказать благотворительную помощь, перечисляют деньги на наш счет. Кто не может помогать деньгами -- помогает чем может. Например, у нас работают волонтерами школьники и студенты ветеринарной академии».

По словам г-жи Петросьян, приют в Вешняках принимает больных и беспомощных животных, в основном беспородных. Сейчас там находится 300 собак и 120 кошек: их выхаживают, лечат. «В Москве есть организации, которые оказывают животным помощь абсолютно бесплатно, -- говорит г-жа Петросьян. -- Можно обратиться к нам, можно обратиться в Фонд спасения животных на улице Россолимо, специалисты которого оказывают благотворительную помощь. Например, туда привозят тех животных, которых спасли бойцы МЧС. Всегда можно найти выход -- не обязательно стоять в переходе».

Зоозащитникам в последнее время стал известен еще один вид «собачье-кошачьего» бизнеса, который процветает в основном на Птичьем рынке. «Сердобольные» женщины предлагают за небольшие деньги (от 10 до 50 рублей) пристроить в хорошие руки щенков или котят. Кого-то действительно «пристраивают» (разумеется, тоже не бесплатно), тех же, кого за выходные сбыть не удается, просто выбрасывают. В минувшие выходные в окрестностях Птичьего рынка было обнаружено несколько картонных коробок, в которых находились около 70 еще живых котят.

Однако оказалось, что бороться с использованием животных в корыстных целях невозможно. «Мы специально обращались в органы дознания с запросом, -- рассказывает Татьяна Павлова, -- и нам ответили, что после того, как из УК исключили наказание за бродяжничество, никакой статьи к попрошайкам применить невозможно. А чтобы доказать юридическое понятие «жестокое обращение с животными», требуется масса усилий. Как ни печально, животное -- это прежде всего собственность».

Ирина БЕЛАШЕВА