|
|
N°184, 08 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Людей в белых халатах гонят с экрана
На вчерашнем семинаре «Современные тенденции в рекламе лекарственных средств», организованном Ассоциацией международных фармацевтических производителей (AIPM), шла речь о грядущих изменениях в рекламном законодательстве.
Россия приблизится к западным стандартам, о которых рассказал менеджер по внешним связям AIPM Александр Быков. Сейчас в Европе действует директива, запрещающая использовать в рекламе образ врача или провизора (и вообще человека в белом халате); применять ссылки на известных людей, специалистов, излечившихся пациентов и их родственников; провоцировать бесконтрольное самолечение. Реклама должна содержать информацию о лекарстве, включая сведения о побочных действиях, и ее нельзя адресовать детям младше 14 лет. К тому же во многих странах Европы и в США реклама перед прокатом проходит экспертизу на соответствие всем этим требованиям.
Возможно, нечто подобное будет и в России. Как рассказала Елена Сайдаль, руководитель группы разработчиков закона «О лекарственных средствах» думского комитета по охране здоровья и спорту, сегодня законодательные органы ведут работу над двумя законами -- «О рекламе лекарственных средств» и «О рекламе», содержащих серьезные нововведения. Эти два проекта вообще запрещают рекламу рецептурных препаратов (ее сохранят только для специализированных печатных СМИ) и значительно сужают возможности рекламы безрецептурных.
Нельзя будет использовать образ врача или фармацевта, ссылаться на излечение, произошедшее после приема препарата, и благодарить за него. Кроме того, в печатных СМИ необходимо будет не просто размещать панегирики лекарству, а сообщать некий установленный минимум информации о нем. Наконец, проекты ставят крест на рекламе лекарственных средств под видом пищевых добавок (сейчас такой ход, отметила г-жа Сайдаль, очень распространен).
А шеф-редактор специализированного журнала «Ремедиум» Сергей Панасенко заявил, что все это -- «попытки регулировать ту часть рекламной деятельности, которая и так уже регулируется». По мнению г-на Панасенко, законодателям лучше бы заняться «серой» рекламой. Это не только «джинса», или «косуха» (на жаргоне СМИ эти слова означают размещение платной рекламы под видом независимой статьи или репортажа), но и разные «горячие линии», раздаваемые врачам рецепты с уже вписанным названием лекарства и проч. Наличие таких методов продвижения товара г-н Панасенко связывает с низкой покупательной способностью населения и с недоверием его к обычной рекламе.
Зато телеведущая Елена Малышева спела осанну «серой» рекламе, только благодаря которой, по ее мнению, в России существует хоть какое-то медицинское просвещение. Если запретить «серую» рекламу, то и «совершенно нищие» врачи, не имеющие средств на медицинские журналы, и пациенты «лишатся современной информации о болезнях и о методах их лечения», считает г-жа Малышева.
Анастасия НАРЫШКИНА