Время новостей
     N°184, 08 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.12.2000
Российская армия защитит ангольские алмазы
Прибыли от поставок в Африку зависят от эффективности применения нашего оружия
Россия готова возобновить полномасштабное военное сотрудничество с Анголой. Этому не помешает теперь даже астрономический долг Луанды, оставшийся в наследство от времен безудержной «советско-ангольской дружбы»: по различным оценкам, его сумма колеблется от 4,5 до 6 млрд долларов. В ходе состоявшегося на этой неделе двухдневного визита в Луанду вице-премьера РФ Ильи Клебанова стороны договорились о схемах погашения долговых обязательств и оплаты новых российско-ангольских контрактов. Правда, общие принципы «товарообмена» остаются традиционными: как и прежде, наше оружие и военные советники будут оплачиваться ангольской нефтью, алмазами и рыбой. Принципиальным же новшеством является готовность Луанды предоставить Москве возможности резко увеличить наше участие в освоении ангольских нефте- и алмазоносных месторождений в обмен на обещание российской стороны «способствовать в обеспечении стабилизации обстановки в местах разработок природных ресурсов и в Анголе в целом».

Кроме самого г-на Клебанова в переговорах принимали участие высокопоставленные представители российского МИДа, Минобороны, Минпромнауки, Госкомрыболовства и Гохрана, каждый из которых получил в Москве инструкции добиваться расширения «своего» участка сотрудничества с Анголой. Впрочем, официальные сведения о состоявшихся консультациях более чем скудны: МИД ограничился сообщением о том, что Илья Клебанов передал ангольскому президенту Жозе Эдуарду душ Сантушу личное послание Владимира Путина и провел в Луанде переговоры «о сотрудничестве в политической и экономической областях». При этом российские официальные лица наотрез отказываются комментировать содержание «военного блока» консультаций. Однако, судя по заявлениям министра обороны Анголы Кунди Пайхама, стороны завизировали новое межправительственное соглашение о военном и военно-техническом сотрудничестве (ВТС). Это повысит статус отношений Москвы и Луанды в военной области: прежнее соглашение от 1997 года было заключено лишь между министерствами обороны двух стран. К тому же, как пояснил газете «Время новостей» информированный источник в российском оборонном ведомстве, «старое соглашение ограничивало откомандирование в Анголу наших военных специалистов крайне жесткими рамками». Нынешние же договоренности предполагают, что круг задач военспецов должен быть расширен: «от ремонта и гарантийного обслуживания российского оружия в частях ангольской армии до обучения местных военнослужащих его боевому применению и эксплуатации специмущества». Таким образом, очевидно, Москва вновь допускает теоретическую возможность участия российских военнослужащих в боевых действиях на ангольской территории. Подобное в нашей недавней истории уже случалось: в федеральном законе «О ветеранах» есть строка, официально признающая участие наших соотечественников «в боевых действиях в Анголе с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года».

Российские участники крупнейшего совместного проекта -- алмазоносного месторождения «Катока» (40% его акций принадлежит акционерной компании АЛРОСА) -- уже давно пытались убедить наших военных в том, что его прибыльность напрямую зависит от безопасности. Обеспечить которую в Анголе можно лишь с привлечением сил регулярной армии. При этом усилий одних лишь ангольских военных для этого было явно недостаточно: несмотря на то, что Луанда еще с начала промышленной эксплуатации кимберлитовой трубки «Катока» в 1998 году перебросила для ее охраны полностью укомплектованный пехотный полк численностью в 1200 военнослужащих, а сама компания «Катока» содержит одну из крупнейших в мире частных служб безопасности (около 900 человек, из которых 250 -- спецназовцы), ситуация здесь остается весьма нестабильной.

Юрий ГОЛОТЮК