|
|
N°183, 07 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Павел Рожков: Будем спорить с телевидением
Руководство Госкомспорта подумывает о создании медиа-холдинга
Всего год и два месяца отделяют нас от старта Белой Олимпиады в американском Солт-Лейк-Сити. Стоит напомнить, что и новая команда Государственного комитета России по физической культуре, спорту и туризму, в составе которой нынешний председатель ведомства Павел Рожков был заместителем Бориса Иванюженкова, тоже начинала свою деятельность за год с небольшим до летних Игр в Сиднее. Результат тех 14 месяцев известен: у наших федераций практически не было проблем с финансированием, и в Австралии россияне выступили весьма успешно. Теперь новый глава Госкомспорта верстает планы подготовки к зимним Играм, но и сиднейская Олимпиада для г-на Рожкова еще не завершена: государство обещало в кратчайшие сроки выплатить спортсменам призовые, и речь идет о суммах немалых.
-- Как идут выплаты призовых денег за Игры в Сиднее?
-- Мы расплатились со всеми спортсменами, включая призовые за повторные награды, а также за успехи в групповых упражнениях и командных видах спорта. Так, гимнаст Алексей Немов поощрен за шесть медалей, прыгун в воду Дмитрий Саутин -- за четыре, а, например, каждый из чемпионов Игр по гандболу получил сумму в рублях, эквивалентную 50 тыс. долл., то есть как за индивидуальную награду. Это, кажется, особенно волновало тех, кто побеждал в составе команд. Но это и для нас было принципиально: заслуги всех медалистов одинаково важны.
-- То есть государство чемпионам больше не должно?
-- Нет, выплаты продолжаются. Мы еще должны расплатиться с тренерами. Причем речь идет не о спортивных функционерах, а непосредственно о наставниках олимпийцев. Нельзя, чтобы были забыты люди, которые внесли вклад в воспитание чемпионов: личные тренеры и их первые руководители.
-- Но это же огромный круг людей!
-- Да, и федерации с участием самих спортсменов помогают нам определить всех тех, кто приложил руку к нашему успеху в Сиднее. А потом надо будет еще выдать призовые участникам Игр инвалидов.
-- И о каких суммах идет речь?
-- Олимпийцам выплачено за личные и командные достижения 145 млн руб., примерно 80 млн полагается тренерам и специалистам. А около 5 млн -- победителям и призерам Параолимпиады.
-- Говорили, что спортсменов освободят от налогов...
-- И это уже сделано. Более того, нас поддержали в Госдуме, и скорее всего тренеры тоже не будут платить налог с призовых.
-- Вопрос денег всегда был главным для российского спорта. Но в этом году возникла еще одна острая проблема: с телетрансляциями футбола, хоккея, других спортивных состязаний. Не собирается ли Госкомитет вмешаться в ситуацию с фактическим отсутствием спорта на телевидении?
-- Конечно, мы, как и простые болельщики, обеспокоены. Но наши контакты с министром печати Михаилом Лесиным дают повод для оптимизма. На уровне его ведомства понимание проблемы есть, и, кажется, всем ясно, что спорт надо показывать больше и в лучшее время. Но есть подходы самих телекомпаний, есть, увы, рейтинги популярности, с которыми можно спорить, лишь имея на руках «железные» аргументы.
-- И что реально можно сделать в этом направлении?
-- Мне видится, что в этом вопросе всем сторонам нужно быть готовыми к компромиссу, поскольку речь идет о пропаганде здорового образа жизни, а она необходима, хотя и не всегда дает материальную отдачу. Со своей стороны, готов высказать такую идею: пора подумать о создании некоего спортивного медиа-холдинга с участием представителей Госкомитета, Олимпийского комитета России, ведущих СМИ и телекомпаний, возможно, даже Минобразования и Министерства культуры. Такая организация могла быть не только согласительным органом, но и заниматься, например, реализацией прав федераций на телетрансляции.
-- И еще одна проблема. Недавно было объявлено о сокращении армии и других силовых структур. Не скажется ли это на состоянии спорта в армии, в МВД, где, как известно, хорошие спортивные традиции?
-- Да, примерно половина наших олимпийцев -- выходцы из армейских клубов и «Динамо». И у нас есть опасение, что грядущее сокращение коснется в том числе тренерских кадров. Но, думается, и в Минобороны, и в МВД не хуже нас понимают роль спорта для силовых ведомств, и резких шагов в этом направлении все же не будет.
-- После Сиднея началось новое олимпийское четырехлетие. Не за горами и зимние Игры-2002. Хватит ли денег для подготовки к ним?
-- Должно хватить (улыбается). Мы видим перспективу и недавно собрали в Чувашии практически весь руководящий состав отечественного спорта -- президентов федераций, глав спорткомитетов, ведущих специалистов -- на большое совещание, где и говорили о ближайшем времени. Не о борьбе за власть в российском спорте, не о политических лозунгах, а о нуждах как ведущих атлетов, так и детского спорта и массового физкультурного движения. Обсуждалось более 60 документов, которые подготовлены в Госкомспорте. И естественно, главным был разговор о деньгах. Ясно, что сегодня только на деньги из бюджета спорт не поднять. В то же время средства поступают и помимо нас: от спонсоров, от местных властей, от международных организаций. И частенько одно и то же мероприятие финансируется из нескольких источников, а кому-то денег не достается вовсе.
-- То есть вы опять клоните к консолидированному бюджету?
-- Да, и я готов настаивать на этом. Почему средства, выделяемые государством, прозрачны, бюджеты территорий также на виду, а то, что вкладывают общественные организации, -- тайна за семью печатями? Ведь доходит до абсурда: руководитель федерации отчитывается на конференции и говорит, что 90% средств поступало из госбюджета. Так это, извините, не отчет федерации, а отчет отдела Госкомспорта по виду спорта. Получается, что финансовая самостоятельность федерации лишь декларируется, но сама она ничего не зарабатывает. К сожалению, есть примеры, когда работа федераций свелась к руководству сборными командами страны и участию в международных стартах. Ни о каком руководстве развитием вида спорта в стране речь не идет.
-- Но разве они должны зарабатывать деньги на массовый спорт?
-- Может быть -- нет, а может быть -- да. Но в любом случае у них есть права телевизионные, маркетинговые, рекламные, экипировочные. Вот и встает вопрос: как они их используют, насколько эффективно?
-- Но есть виды спорта популярные и не очень. Вот у футбольных или хоккейных властей, кажется, проблем нет. А малые федерации едва сводят концы с концами с помощью бюджетных денег...
-- Мы за сильные федерации, и если у кого-то дело идет, то слава богу. И консолидированный бюджет -- это не средство собрать деньги в общий котел и поделить поровну на всех. Но надо понимать, что есть и ответственность за общее дело. Не можешь распорядиться деньгами и своими правами эффективно -- дай возможность сделать это тем, кто умеет. Или, по крайней мере, давайте экономить вместе.
-- А это как?
-- Да вот пример: стоило ли нашим легкоатлетам ехать в Сидней командой в сто человек, чтобы выиграть там три медали? Не лучше ли было вложить средства туда, где у нас было больше шансов? Надо понять, что экстенсивные методы, принятые в прошлом, сейчас не работают. И если говорить о зимней Олимпиаде, то здесь положение у нас еще более сложное. Затраты на зимние виды много больше, поскольку все стоит дороже -- и инвентарь, и оборудование, и сборы. Добавьте к этому отсутствие баз в России по большинству видов спорта -- и картина будет нерадостная.
-- Что же делать?
-- Мы обсуждаем с федерациями финансовую сторону подготовки к Играм. Кое-кто из «зимников» жалуется на невнимание, но цифры говорят, что затраты на них в последние годы были ничуть не меньше, чем на летние виды. Потому и решено накануне Игр-2002 сконцентрировать внимание на тех видах, где мы реально можем бороться за награды. И в этом вопросе у нас есть взаимопонимание с представителями Олимпийского комитета России.
-- Значит ли это, что и для большинства спортбаз денег не хватит?
-- Да, к сожалению, подвижек в этом вопросе на федеральном уровне нет. Скорее всего вся тяжесть содержания сооружений ляжет на местные власти. Единственное, что радует, -- на местах эти проблемы понимают, губернаторы идут навстречу, финансируют, помогают.
-- Какое выступление в Солт-Лейк-Сити будет успешным для нас?
-- Исходя из всех проблем, что мы видим сейчас, попадание в пятерку лучших команд -- это уже успех.
-- Ваш предшественник Борис Иванюженков особенно внимательно следил за хоккеем. Будете ли вы помогать федерации договариваться с профессионалами из НХЛ, с которыми всегда возникают сложности?
-- Не буду. Это дело федерации. Но, конечно, со звездами уровня Вячеслава Фетисова общий язык находить нужно. Такие люди -- наш золотой фонд, их опытом и знаниями разбрасываться нельзя.
Беседовал Виктор ХРУЩЕВ