Время новостей
     N°183, 07 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.12.2000
Новогодние сюрпризы поставщиков спиртного
При участии таможни и налоговиков
Близятся новогодние праздники, и поставщики спиртного сталкиваются с традиционной бедой -- отсутствием должного количества акцизных и идентификационных марок. «В прошлом году с конца октября по первую декаду декабря простой был пять недель, и марочки были очень в цене -- идет предновогодний завоз, и каждый день имеет огромное значение, -- вспоминает представитель торговой ассоциации. -- Это такой механизм государственного регулирования рынка в интересах отдельных представителей государства». В этом году все повторяется.

Производителям спиртного налоговые органы объясняют ситуацию с марками тем, что Гознак не справляется с работой. Этому объяснению, похоже, никто не верит. «Если Гознак действительно не может выполнить заказы, то с какой стати ему участвовать в тендере на производство региональных марок», -- говорит один из производителей. И честно рассказывает, что такой способ «регулирования» поддерживают сами участники рынка, точнее, те из них, кто таким манером давит конкурентов. «В Подмосковье более 70 производителей, им тесно», -- говорит он, объясняя, почему именно там с марками дело обстоит особенно плохо и почему у одних все в порядке, а у других вечно проблемы. А вот в Москве всего семь ликероводочных заводов, и крупнейший из них -- «Кристалл» -- обеспечивает более 90% всего производства водки в столице. Разумеется, ни о какой конкуренции при таком раскладе нет и речи, поэтому нет и проблемы с местными идентификационными марками.

Вообще в каждом городе, в каждом регионе своя ситуация, зависящая от расстановки сил на рынке. Где-то, как в Московской области, между собой дерутся местные производители, где-то, как в Петербурге, ведут войну с поставщиками водки из других регионов. От местных производителей не отстают и импортеры. Вся разница только в том, что за всяческие местные марки отвечают налоговики, а за марки на импорт -- Государственный таможенный комитет (ГТК). «За последние два года более 6 раз были сбои со снабжением марками. Акцизные марки бывают разные -- на крепкие спиртные напитки, на слабые, на СНГ, на дальнее зарубежье, на ближнее, на разные емкости, и каких-нибудь постоянно нет», -- сообщили нам в Национальной алкогольной ассоциации.

Причины те же самые, что и в случае с «местными» марками. Крупные импортеры при помощи ГТК играют с конкурентами в свои игры. Пострадавшие рассказывают, что импортеру достаточно явиться к таможенникам и сделать деловое предложение: «Хотим марки, все, какие есть. Будем безмерно благодарны». Те, кому марок не хватит, кусают локти и слушают про Гознак. В тех случаях, когда к Гознаку не придерешься, применяют другие методы.

«Есть два стандарта выдачи марок -- федеральное законодательство и какое-то внутреннее письмо налоговой инспекции, составленное еще Починком. Силы закона оно не имеет, но чиновники на него постоянно ссылаются. Благодаря этому письму и существует система искусственного снижения выпуска продукции на отдельных предприятиях в зависимости от желания конкретных людей», -- говорит заместитель генерального директора Серебрянопрудского ликероводочного завода Алексей Егармин.

Федеральное законодательство требует уплаты акцизов через 45 дней после того, как производитель отгрузит свою продукцию. Затем он получает акцизные марки -- столько, сколько он выпустил бутылок. На деле получается иначе. «Мне дают марки в соответствии с оплатой акциза за прошлый месяц, -- поясняет г-н Егармин. -- Если я в том месяце выпустил 3 млн бутылок и заплатил за них акциз, а в этом месяце хочу выпустить 7 млн, то деньги за 4 млн бутылок я должен заплатить заранее. Мы получаем марки не в подтверждение нашей работы, а упрашиваем чиновников, как будто мы берем у них кредит».

Деньги, которые приходится платить заранее, довольно значительные -- акциз составляет 16,8 руб. на бутылку емкостью 0,5 л. Разумеется, отвлекать средства из оборота никто не хочет, и промышленность использует обходные пути. Стоит это примерно 0,15 долл. с каждой марки, полученной без оплаты акциза вперед. И всем хорошо.

Анастасия НАРЫШКИНА