|
|
N°183, 07 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тропою Гейтса
Новая книга руководителя Microsoft Билла Гейтса, русский перевод которой презентовали вчера московский офис Microsoft, издательство «ЭКСМО» и выступающий информационным спонсором холдинг РБК, посвящена управлению. В отличие от его первой книги, излагающей для массовой аудитории вопросы технологий, «Бизнес со скоростью мысли» адресован топ-менеджерам. Глава московского офиса Microsoft Ольга ДЕРГУНОВА рассказала газете "Время новостей» о том, как изложенные в книге принципы используются в самой корпорации, что они дают менеджерам вообще и применимы ли в России.
-
- Мы используем многие советы г-на Гейтса -- от очень простых вещей, вроде работы с электронной почтой, до процессов взаимодействия, от минимизации бумажной информации до накопления того, что называется корпоративным знанием. То, что кажется мелочами, не только упрощает жизнь, но и создает основу культуры управления с помощью электронных средств. Это не потому, что мы такие уникальные. Просто мы маленькая часть большого эффективного проекта, который называется «корпорация Microsoft».
-- И все это и приводит к «бизнесу со скоростью мысли». Между тем в последние месяцы все чаще высказывается мнение, что нельзя бежать быстрее паровоза, нельзя бежать быстрее жизни...
-- Абсолютно! Технологии востребованы только тогда, когда внутри самой экономики, внутри каждой организации понята необходимость экономической эффективности. Если менеджеру проще украсть деньги и быстро оттащить в уголок, если это его бизнес-философия, то внедрение информационных технологий не для него. Если же экономика направлена на использование эффективных моделей, возникает необходимость в прозрачности, управляемости, открытости для взаимодействия с другими компаниями.
-- А выдерживает ли человек это сильное ускорение вслед за потоком информации?
-- Он вынужден это делать. Потому что иначе бизнес не выживет. Но скорость в разных индустриях очень разная. На финансовых рынках она действительно достигает скорости мысли, и легкий чих на азиатских биржах приводит к затяжному кашлю в Европе. Вот где нужна «информация на кончиках пальцев», о которой говорил Гейтс в первой книге. Но если вспомнить исследование российских отраслей, проведенное MacKinsey, то в российской цементной промышленности уровень производительности составляет 7% от американской. И кому нужны там информационные технологии?
-- Подводя к следующему вопросу, я хотел бы спросить, каков средний возраст сотрудников московского офиса и MS в целом?
-- В MS -- около 34 лет. На конец прошлого года средний возраст нашего сотрудника был 32,5--34 года.
-- Так вот, замечено, что люди, работающие в высокотехнологических компаниях, гораздо раньше начинают переживать то, что называется «кризисом среднего возраста». Ему 34, а он уже уперся в «стену», у него -- переоценка ценностей, поиск ответа на вопрос, нужно ли ему все это? Вы это ощущаете?
-- Кризисы очень полезны. Они заставляют задуматься, куда двигаться дальше. Особенно для тех, кто хочет идти дальше. Я приветствую кризисы. Экономические ли, психологические. Преодолев, ты становишься другим -- взрослее, умнее, мудрее...
-- А вот недавно один из ваших менеджеров перешел в головной американский офис...
-- Просто человек хотел работать внутри большой корпорации, и мы приветствуем это желание. Это не означает кризиса и неуверенности в том, что человек имеет здесь. Просто у каждого свой жизненный путь.
-- Можно любить или не любить MS, любить или не любить Билла Гейтса, но то, что он очень талантливый менеджер, не будет отрицать никто. Он создал MS, и вы в своем офисе действуете по моделям, присущим всей корпорации. В связи с этим какова главная проблема MS в России и вашего офиса в частности?
-- Если отвлечься от стандартных проблем бизнеса -- отсутствия эффективных моделей в большинстве организаций, то наша основная проблема состоит в том, что в каких-то технологических вопросах мы отрываемся от реалий российского рынка. Мы сталкиваемся с тем, что приходится объяснять некоторые основы и глубинные ценности. Казалось бы, должно быть понятно, что нельзя воровать, надо быть прозрачным, потому что тогда привлекаешь дополнительные инвестиции. Но понимающих это -- чуть ли не единицы. А для многих это истины, с которыми можно позволить себе не согласиться. Иногда вместо того, чтобы рассказывать про электронную почту как инструмент (чем занимается MS во всем мире), мы вынуждены рассказывать, зачем вообще использовать электронную почту, каким образом это изменяет управленческие навыки и как мотивировать персонал. Это непросто. Честно -- непросто.
-- Теперь вопрос, обратный предыдущему. Какую основную проблему создает сама MS для России?
-- Наверно, мы выступаем «коренником», который тащит не только «телегу», но и «пристяжных». Но мы здесь живем и хотим, чтобы наша страна была нормальной. Мы не хотим отсюда уезжать. Для этого наш бизнес должен быть нормальным, должны развиваться бизнесы вокруг нас. Мы хотим жить в эффективной стране.
-- Но если вы «коренник», то кто же та «баба», которая «с возу»?
-- Об этом я расскажу как-нибудь в другой раз.
Беседовал Александр ЛЕВИНСКИЙ