Время новостей
     N°182, 06 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.12.2000
Назад к бизнесу
IBS по-новому расшифровывает B2B
Группа компаний IBS объявила вчера, что отказалась от создания единой для всей страны электронной площадки по закупкам лидерами рынков непрофильных товаров (к примеру, инструментов, компьютеров или канцтоваров). На основе программы от американской Commerce One будут строиться отраслевые площадки B2B -- оптовых поставок.

Первый вице-президент IBS Сергей Мацоцкий сказал газете «Время новостей», что после подписания в августе соглашения с фирмой Commerce One «рассматривалось несколько вариантов». «Мы вначале думали, что можно попытаться сделать общую площадку в России, -- признался он, -- однако поняли, что каждый хочет иметь свою». Особенно это касается хозяев действительно частных компаний, «для которых более важно то, что они все контролируют, чем то, что придется меньше заплатить за систему (если она будет коллективной)». Для них «заплатить 5 млн долларов не проблема, им нужно, чтоб была «моя и крутая».

Г-н Мацоцкий отказался назвать «мэйджоров рынков», с которыми уже идут переговоры, но отметил, что это основные игроки нефтегазовой, энергетической и металлургической отраслей, а также транспортные компании и банки. На реальный запуск торговых площадок может уйти до полугода, предполагает он.

Сейчас, когда имидж электронной коммерции сильно померк после обвала NASDAQ, IBS пытается вдохнуть в него новую, более реальную жизнь. По мнению президента группы Анатолия Карачинского, «прошлогодний инвестиционный ажиотаж был связан с ощущением, что Интернет сам зарабатывает деньги». Выяснилось же, что «бизнес остается бизнесом» и в новой среде.

С этой точки зрения логичным стало переосмысление вице-президентом IBS Евгением Пескиным привычных терминов B2C (business-to-consumer, розничная электронная торговля) и B2B (business-to-business, опт). По его словам, после кризиса жанра привлеченные обещанием легких виртуальных денег менеджеры ушли в B2C (back to college -- снова в школу) или в B2B (back to business -- назад в традиционный бизнес). Оставшиеся вернулись либо в консалтинг, либо в инвестиционные банки. Будущее электронной коммерции, полагает он, за теми, кто остался в бизнесе и консалтинге.

В IBS считают, что из всех проектов, ориентированных на внутрироссийское потребление, Commerce One наиболее пригоден. Сокращая издержки при централизованных закупках, он становится электронным дополнением существующего бизнеса традиционных компаний.

Исследователи рынка согласны, что в России наиболее жизнеспособны две модели электронного бизнеса, которые выводят в Сеть коммерцию существующих компаний. Это либо ориентированная на экспорт электронная торговля товарами и услугами, либо проекты, подобные Commerce One.

В осеннем буме возникновения электронных торговых площадок в Рунете старший вице-президент The Boston Consulting Group Эрик Олсон увидел не моду, а «ответ на изменения мирового рынка». Это нужно российским компаниям, чтобы общаться с зарубежными партнерами на одном языке. Вместе с тем, полагает он, создание местными фирмами собственных торговых площадок поможет улучшить межиндустриальные отношения внутри России.

Основанная в 1994 году компания Commerce One -- одна из «большой тройки», включающей также Aribas и PurchasePros. К ее всемирной торговой сети -- Global Trading Web -- подключены крупные вертикальные проекты: нефтяная биржа Energy & Petrochemical Exchange (Royal/Dutch Shell, BP Amoco, Mitsubishi Corporation и Phillips Petroleum), автомобильная биржа Covisint (General Motors Corporation, Ford Motor Company, DaimlerChrysler), аэрокосмическая Aerospace & Defence Exchange (The Boeing Company, Lockheed Martin Corporation, BAE SYSTEMS, Raytheon Company).

Александр ЛЕВИНСКИЙ