|
|
N°182, 06 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российскую сталь никто не ждет
Ни в Европе, ни в Америке
На прошедших в минувшие выходные парижских переговорах об условиях торговли сталью России и США не удалось найти компромисс. Переговоры были приостановлены. По словам главы российской делегации, замглавы МЭРТ Максима Медведкова, «сторонам не удалось найти развязок наиболее острого вопроса -- уровня минимальных цен на экспорт российской горячекатаной продукции». Система определения минимального размера цен на российскую сталь в соответствии с соглашением от 1999 года с середины этого года (после падения мировых цен на сталь.--Ред.) делает российскую сталь неконкурентоспособной на американском рынке. Убытки от вынужденного простоя, по подсчетам Минэкономразвития, в 2000 году составляют десятки миллионов долларов. Если США не пойдут на уступки, рынок Америки будет недоступен для России и в первом квартале 2001 года. По словам г-на Медведкова, «в таких условиях становится бессмысленным и продолжение участия России в так называемом Всеобъемлющем соглашении о торговле сталью". Этот документ, предусматривающий добровольное ограничение российских поставок десятков видов металлургической продукции в США, был фактически навязан нам американцами. В обмен они согласились не применять антидемпинговую пошлину на ввоз горячекатаного проката. Теперь эти жертвы выглядят напрасными.
И все же диалог будет продолжен. По словам замгенерального директора Новолипецкого меткомбината Андрея Петросьяна, в четверг США дадут свои предложения по снижению цены на горячекатаную сталь. Взамен американцы хотят сократить и без того небольшую российскую квоту на поставку стали. «Изначальное предложение американцев предусматривало сокращение российской квоты в два раза, что, разумеется, для нас неприемлемо», -- заявил г-н Петросьян корреспонденту газеты «Время новостей». Американцы уже согласились, правда, пока устно, что предлагаемая Россией цена -- 175 долларов за 1 тонну -- для них допустима. Но гарантировать, что эта позиция станет официальной, пока нельзя.
Не менее проблематично складываются и взаимоотношения российских металлургов с Евросоюзом. В 2001 году истекает срок действия российско-европейского соглашения о торговле сталью. Чтобы Россия могла и впредь экспортировать сталь в Европу, его необходимо продлевать, однако условия еще не согласованы.
Камень преткновения -- 15-процентная российская экспортная пошлина на лом черного металла. В 1999 году ее ввели сроком на 9 месяцев. В ответ ЕС на 12% сократил квоту на поставки российской стали. Недавно пошлина стала постоянной -- комиссия ЕС уведомила Россию, что будет рекомендовать не снимать ограничения по поставкам. В Париже России было предложено несколько вариантов решения существующей проблемы. Они будут рассмотрены в пятницу на совещании российских чиновников и экспортеров стали.
Ольга АНТОНОВА