|
|
N°182, 06 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Интересное кино
Транспортная прокуратура блокировала работу ОРТ
Почти весь вчерашний день генеральный директор ОРТ Константин Эрнст и его заместители были вынуждены посвятить общению со следователями и вооруженными сотрудниками ФСБ в масках, пришедшими в «Останкино» с обысками. Как заявил в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» г-н Эрнст, «обыски отразились на работе компании, паралич бухгалтерии и транспортной службы нарушили график работы корреспондентов информационной службы».
Инициировала скандал Московская авиатранспортная прокуратура, которая решила вернуться к истории чуть ли не трехлетней давности, углядев в действиях представителей ОРТ признаки контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей (ст.188 и 194 УК РФ соответственно). Как выяснилось, уголовное дело, послужившее причиной обысков, было возбуждено еще в августе 1999 года, и касается оно нарушений, допущенных ОРТ, как считают следователи, при закупке зарубежных фильмов.
По информации прокуратуры, все фильмы ввозились на территорию России через таможенный терминал аэропорта Шереметьево, где декларировались как фильмы для рабочего, а не коммерческого просмотра. Представители ОРТ на таможне заявляли, что фильмы им нужны временно, для экспертного просмотра специалистами, которые должны будут решить, закупать ли их. Однако следователи утверждают, что все «импортные» фильмы ОРТ сразу же демонстрировались в кинотеатрах. Весь список картин в прокуратуре не привели, но назвали в числе контрабандных «Анастасию», «Вспять», «Приключения Робин Гуда». На данный момент, как утверждают следователи, согласно результатам таможенных проверок, сумма недоплаченных государству ОРТ пошлин составляет несколько миллионов долларов. В прокуратуре вчера заявили, что нескольким сотрудникам телеканала уже предъявлены официальные обвинения, однако конкретные имена назвать отказались.
Доводы и действия прокуратуры вызвали недоумение как у нынешнего руководства ОРТ, так и у бывших руководителей телекомпании. Игорь Шабдурасулов, возглавлявший Первый канал с 1998 по 1999 год, заявил газете «Время новостей», что ОРТ никогда не скрывало, что ввозит «бетакамовские кассеты для показа на федеральном канале, а не в ларьке». Г-н Шабдурасулов подчеркнул, что по существующему законодательству «с канала взимались чудовищные пошлины», поэтому на какой-то период ОРТ вообще было вынуждено отказаться от покупки зарубежных фильмов. При этом бывший гендиректор ОРТ подчеркнул, что еще в 1998 году он вместе с руководителями каналов РТР и НТВ неоднократно обращался в Госдуму и таможенный комитет, чтобы разрешить «эту абсурдную ситуацию, когда каналы вынуждены были платить за ввоз, просмотр и вывоз бетакамовских кассет десятки тысяч долларов». Игорь Шабудрасулов считает, что дело вовсе не в истории с фильмами: «Абсолютно убежден -- принципиально дело в другом. Скорее властные институты продолжают свою линию -- разберемся с ОРТ. Тем более что совсем недавно на Первом канале закончилась комплексная проверка Счетной палаты, где не было выявлено никаких серьезных нарушений. Теперь вот новая история. Возможно, что-то на кого-то ищут, а может, это вопросы к акционерам. Исключать ничего нельзя». При этом Шабудрасулов не называл каких-то конкретных фамилий. Осведомленный источник на вопрос корреспондента газеты «Время новостей», не связана ли эта акция с взаимоотношениями ОРТ и Бориса Березовского, ответил: «Не ищите черную кошку в темной комнате. В первый день не всегда понятно, что это означает, но все вскоре разъяснится, а абсурдные действия прокуратуры уже просто перестали удивлять».
Константин Эрнст, генеральный директор ОРТ, в интервью газете «Время новостей»:
-- Это дело, которое началось несколько лет назад с классической статьи Хинштейна с припиской в конце: «Прошу считать мою статью заявлением в Генеральную прокуратуру». Дело связано с ввозом видеоматериалов. Если правоохранительные органы придут к заключению, что мы что-то нарушили, так это станет возможным только в результате двусмысленности российского законодательства. Само ОРТ всеми силами пыталось и пытается соблюдать дух и букву этого далекого от совершенства закона. Мы не понимаем неадекватности меры, примененной против нас работниками транспортной прокуратуры, учитывая, что все руководители телекомпании регулярно приходили на допрос и предоставляли все запрашиваемые документы. Неадекватную форму обыска -- «маски-шоу», которой подверглось ОРТ, я бы не хотел связывать с политикой, я хотел бы объяснить это недоразумением. И думаю, что, когда все выяснится, нам принесут извинения. Я надеюсь, что сегодня в отношении нас не идет речи о давлении на свободу слова. Во всяком случае, не изучив детально такую сложную мотивировку, кричать о том, что это наезд, я не хотел бы. Думаю, что в течение нескольких дней ситуация с проверкой на ОРТ транспортной прокуратуры окончательно прояснится. Я проинформировал о сложившейся ситуации министра печати Михаила Лесина, мы находимся с ним в постоянном контакте.
Александр РАСКИН, Арина БОРОДИНА