|
|
N°182, 06 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правый уклон Кремля
Коммунистов могут лишить ключевых думских постов
К рекламному слогану «Стиморол» «Иногда лучше жевать, чем говорить» полезно прислушаться не только беззаботным юнцам, но и государственным мужам. Слова про «непримиримую оппозиционность» к режиму Путина, возможно всего лишь по инерции сказанные Геннадием Зюгановым на недавнем коммунистическом слете, могут дорого обойтись КПРФ. По информации из близких к Кремлю источников, коммунисты могут лишиться большинства думских комитетов, отданных им при разделе портфелей в начале работы новой Думы.
Дело, конечно, не в словах Зюганова. И даже не в недавнем выпаде его коллеги Анатолия Лукьянова, обвинившего г-на Путина в том, что в законопроекте о гарантиях бывшим президентам он фактически выдал себе «индульгенцию на совершение любых преступлений». Мало ли чего ни скажет политик, чтобы понравиться избирателю. Но и своими действиями коммунисты уже давно демонстрируют оппозиционность линии президента. С момента инаугурации они не поддержали ни одного важного закона: ни федеративного пакета, ни Налогового кодекса, ни бюджета, ни гарантий экс-президентам, ни третьего срока для нужных губернаторов.
Поскольку отечественная политическая элита действует скорее в традициях византийских, чем демократических, желание убрать с ответственных постов нелояльных людей естественно. Особенно если это желание легко исполнимо, учитывая нынешний расклад голосов в Думе.
Сегодня коммунисты владеют девятью комитетами. Самый кровожадный вариант наказания -- оставить им два самых безобидных: по культуре и по делам женщин, семьи, молодежи. Важные же комитеты, особенно в преддверии заявленных реформ (пенсионной, судебной, образовательной, налоговой, федеративной, а возможно и конституционной), забрать и поделить между фракциями, более совпадающими с Кремлем во взглядах. По щадящему сценарию, коммунистов для острастки лишат для начала всего двух-трех комитетов -- по госстроительству, экономической политике, общественным организациям. Комитеты по образованию, социальной политике, промышленности и региональной политике пока останутся за КПРФ. Спикера-коммуниста Геннадия Селезнева менять тоже не будут. Он так усердствует в доказательстве лояльности к Кремлю, что даже вызвал нарекания со стороны рядовых делегатов партсъезда. По причине достаточной договороспособности не планируют наказывать и Агропромышленную группу (АПГ).
У плана под условным названием «Возмездие» (в январе думские посты были поделены левыми -- КПРФ и АПГ, и путинцами -- «Единство» и «Нардеп», при полном игнорировании пожеланий фракций ОВР, СПС и «Яблоко») есть и другие объяснения. Одно из них -- неэффективность коммуно-медвежьего союза. Если судить по голосованиям, то заодно с пропутинскими фракциями, как правило, голосуют обиженные зимой правые и ОВР. Именно поэтому Кремль задумал «переформатирование Думы».
Другая версия представляет этот план не просто тактической операцией, а стратегической задумкой самого Путина в борьбе за электорат КПРФ. Ему президент и так импонирует, укреплению симпатий будет способствовать советский гимн. Лишение коммунистов властных ресурсов в виде думских комитетов ослабит интерес к КПРФ если не рядовых избирателей, то политической и деловой элиты.
Нельзя исключить и того, что слухи о показательной порке коммунистов -- не более чем намеренная дезинформация, запущенная либо для запугивания левых перед решающими голосованиями по символике, либо в качестве приманки для претендентов на коммунистическое наследство -- ОВР, «Яблоко», СПС. Кроме того, учитывая, что кремлевская команда далеко не едина, трудно оценить и серьезность угрозы, нависшей над коммунистами. Гнев даже видного чиновника администрации не так страшен, как неудовольствие Владимира Путина, не отличающегося короткой памятью.
Наталья ОЛЕНИЧ