|
|
N°182, 06 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рубль должен укрепляться
Это следует из планов Банка России
«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год», принятые советом директоров Центробанка 27 ноября и дошедшие вчера до Думы, теперь можно считать официальным документом. И хотя новая версия практически не отличается от неофициальной, октябрьской, она все же заслуживает внимательного рассмотрения. Главный вывод, к которому подводит документ, -- в экономике все идет хорошо.
Однако рассыпанные по всему тексту ссылки на неустойчивость нынешнего положения и сильную зависимость от внешних факторов (вроде цен на нефть) заставляют относиться к прогнозам более осторожно. Неудивительно, что во введении к документу Банк России прямо признает реальную возможность корректировки и фискальной, и денежно-кредитной политики при неблагоприятных внешних изменениях.
Главной целью своей политики ЦБ считает последовательное снижение инфляции. В будущем году Банк России планирует остановиться на цифре 12--14% годовых при прогнозируемом росте ВВП в 4--5%. Величина вполне достижимая, если учесть, что в этом году ЦБ практически выполнил свои предыдущие планы. Небольшое превышение темпов инфляции над плановыми показателями Банк России объясняет более высокими темпами экономического роста. Если все пойдет по сценарию ЦБ, денежный агрегат М2 в будущем году должен вырасти на 27--34%. Планируя такое превышение темпов роста денежной массы над темпами инфляции, ЦБ рассчитывает на сложившуюся тенденцию увеличения монетизации экономики и роста спроса на рублевые активы.
При этом специалисты Банка России надеются на более сдержанный рост денежной базы за счет роста денежного мультипликатора. Тем не менее, как справедливо отмечено в «Направлениях», директивно управлять и мультипликатором, и скоростью обращения денег невозможно. Значит, при сохраняющейся неопределенности и все еще низком уровне доверия к банковской системе предсказать поведение этих величин сложно. По мнению ЦБ, нужные решения лежат прежде всего в области структурных и институциональных мер, а значит, находятся в компетенции правительства и законодательных органов.
Второй ключевой момент связан с курсовой политикой. Центробанк (и это следует подчеркнуть) считает, что 2001 год будет годом укрепления реального курса рубля, пусть и небольшого. Более того, можно даже предсказать приемлемые для ЦБ темпы обесценения доллара, т.к. в документе речь идет о том, что «Банк России будет стремиться не допускать номинального повышения курса рубля». А значит, степень укрепления рубля фактически должна быть равна темпам инфляции. Таким образом, Банк России последовательно отстаивает свою позицию в борьбе с правительством, которое больше заботится об отечественном производителе и ратует за более высокие темпы обесценения рубля, не допуская его реального укрепления. В последнее время споры на эту тему утихли, но они могут разгореться с новой силой.
Еще одна заслуживающая внимания идея "Направлений" -- предложение переоформить часть госбумаг из портфеля ЦБ в рыночные бумаги. Банку России это необходимо, так как инструментов для стерилизации денежной массы у него мало, и в этом году ЦБ практически не осуществлял операции на открытом рынке. Центробанк не собирается отказываться от практики привлечения депозитов, более того, собирается ее расширять и даже перемещать активность с коротких операций в среднесрочные. Однако без операций на открытом рынке сдерживать рост ликвидной денежной массы ему будет сложно.
Николай КУЗНЕЦОВ