|
|
N°182, 06 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Всем спасибо
Мюнстерская конференция самораспустилась
Погашение внешнего долга и жажда инвестиций -- сегодня две самые большие головные боли российской власти. Решение обеих проблем сразу -- заветная мечта, о которой заговорили после визита российского премьера в Берлин. Но способ реализации инициативы германского канцлера Шредера «по конвертации российских внешних долгов в акционерное участие германских компаний в российских предприятиях» (так определял свою идею сам канцлер) до вчерашнего дня оставался не вполне понятным. Каких и сколько акций нужно, чтобы погасить долг Германии, на долю которой приходится более половины советского долга, -- это задачка почти нерешаемая.
«Можно обратить долговое бремя России на благо, конвертировав его в инвестиционные потоки», -- напомнил вчера премьер-министр Касьянов на открытии в Москве 6-й Международной конференции министров экономики, промышленности и торговли "Восток--Запад". -- Я говорил об этом на днях в Германии».
Но речь, как выяснилось, идет вовсе не о том, что германским компаниям будут предложены некие пакеты акций. «Обсуждается, -- пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» министр экономического развития и торговли Герман Греф, -- не процедура передачи пакетов, а возможность реструктуризации внешнего долга в ходе участия германских предпринимателей в инвестиционных проектах в России. Это могут быть крупные сырьевые и энергетические проекты».
Впрочем, приехавшим на московскую встречу министрам из 23 стран, которые за последние восемь лет привыкли себя называть министрами Мюнстерской конференции, было особо не до схем обращения российского долга в инвестиции. Потому что со вчерашнего дня Мюнстерской конференции не существует. С 1992 года министры стран «большой семерки», с одной стороны, и министры стран с так называемыми переходными экономиками придумывали, как бывшие плановые хозяйства интегрировать в мировой хозяйственный процесс и как привлечь инвестиции в постсоциалистические страны. В 1992 году, когда впервые собирались в немецком городе Мюнстер, министрам мечталось о 200 млрд долл., которые придут в экономики 16 стран к 2000 году. Получилось менее 100 млрд на всех.
Все могло бы быть иначе. Если бы инвесторы, а таков итог множества вчерашних выступлений на конференции, были бы уверены в том, что в странах с переходными экономиками есть, во-первых, защищающий их права свод законов, а во-вторых -- действующие судебные системы. Второе -- главнее.
Поговорив напоследок о стимулировании инвестиционного процесса в России, министры решили под мюнстерским брэндом больше не собираться, а интегрироваться в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Потому, пояснил хозяин московской встречи Герман Греф, «что ОЭСР -- организация, имеющая международное признание и созданная специально для содействия инвестиционным процессам в странах Восточной Европы». «Это не срыв соглашений восьмилетней давности, -- утверждает генсек ОЭСР Дональд Джонстон. -- И доказательство тому -- экономическая стабильность стран с переходными экономиками».
Елена ЗАГОРОДНЯЯ