|
|
N°181, 05 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Региональная ротация
Власть на местах переходит в новые руки
Очередной тур губернаторских выборов -- в воскресенье новое начальство избиралось в 11 регионах -- обещал стать суровым испытанием для действующих глав. В большинстве случаев экзамен сдан не был.
Только в четырех субъектах федерации региональные лидеры доказали свое право на власть. Астраханский глава Анатолий Гужвин, руководящий областью уже девять лет, набрал 81% голосов. Архангельский губернатор Анатолий Ефремов, хотя и будет вынужден участвовать во втором туре, в целом зачет сдал -- за него было подано 49,06% голосов, в то время как его основной соперник, бывший глава областного правительства Николай Малаков получил 34,28% голосов. Шансы г-на Ефремова остаться на своем месте высоки, так же, как и у его рязанского коллеги Вячеслава Любимова, за которого проголосовали 45% избирателей. Располагая таким запасом голосов, действующие главы регионов, как правило, без особого труда доводят выборы до победного конца. Наконец, в Краснодарском крае власть плавно перешла в руки преемника бывшего губернатора.
В остальных семи регионах действующая власть либо завалила экзамен начисто, либо обеспечила себе муторную переэкзаменовку.
Поражение потерпел один из самых сильных и влиятельных российских губернаторов, глава Пермской области Геннадий Игумнов. Он набрал 35% голосов, в то время как его оппонент, мэр Перми Юрий Трутнев получил поддержку более 50% избирателей. Трагикомизм ситуации состоит в том, что мэр был выдвиженцем бывшего губернатора, который даже называл его своим преемником. На фоне административной и личной катастрофы г-на Игумнова кажется незаметным уход единственной женщины-губернатора. Валентина Броневич, возглавлявшая Корякский автономный округ, уступила свое место гендиректору АО «Корякгеолдобыча» Владимиру Логинову, получившему почти 54%.
Из числа региональных лидеров, вынужденных бороться по- настоящему во втором туре, тяжелее всего придется главе Марийской республики Вячеславу Кислицыну, который набрал 25,6% голосов. Его соперник, замдиректора «Росгосстраха» Леонид Маркелов, получил больше -- 30%. Кроме того, против г-на Кислицына ополчился президентский полпред Сергей Кириенко.
Тяжелые предвыборные бои предстоят ставропольскому лидеру Александру Черногорову и нынешнему руководителю исполнительной власти Камчатской области Борису Синченко. Их превосходство над конкурентами незначительно, а опыт показывает, что менее чем 10-процентный отрыв действующего губернатора от ближайшего преследователя чреват для представителя власти проигрышем.
Практически ничтожны шансы на итоговую победу у главы Коми-Пермяцкого округа Николая Полуянова, который набрал 25,6% голосов (у его соперника Геннадия Савельева -- 28,8%), и у председателя правительства Ивановской области Анатолия Головкова -- его соперник, депутат Госдумы Владимир Тихонов уже в первом туре набрал почти 50% голосов.
Ротация региональной власти по своим масштабам вполне сопоставима с тем, что было четыре года назад, когда ельцинские губернаторы-назначенцы регулярно проигрывали выборы. И это само по себе неожиданность. Губернаторы, единожды прошедшие через выборы, казалось бы, должны были обезопасить себя от любых случайностей. Однако, судя по всему, сменщики ельцинских ставленников сделали те же ошибки, что и их предшественники, -- не консолидировали вокруг себя местные элиты, халатно подошли к ведению избирательной кампании и не заручились федеральной поддержкой.
Последнее, впрочем, было сделать не так просто. В 1996 г. федеральный центр выставлял вполне конкретные требования к кандидатам в губернаторы -- соискатель должен был контролировать ситуацию в регионе и быть лояльным по отношению к Кремлю. Кроме того, существовал единый центр принятия решений. Выборы вел первый зам. главы президентской администрации Александр Казаков, команда которого определяла -- свой это кандидат или не свой.
В 2000 г. решения принимает не только администрация президента, но и представители Владимира Путина в федеральных округах. Договориться сразу со всеми слишком сложно, тем более что в Кремле по большому счету тоже не всегда бывает единая позиция по тому или иному кандидату.
Насколько интенсивной будет ротация региональной власти, станет ясно уже к концу декабря, после того как состоятся выборы в еще 10 субъектах федерации.
Так или иначе, губернская власть в России меняется. Место старых, проверенных губернаторов занимает новое поколение местных лидеров. Каким оно будет, доподлинно не знает никто. В том числе и те, кто поддерживал это новое поколение.
Мария НИКИФОРОВА, Леонид ПЕТРОВ