|
|
N°181, 05 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государево дело
Владимир Путин доверяет экспорт оружия себе
Владимир Путин завершил революцию российского оружейного экспорта: им подписан указ «О военно-техническом сотрудничестве (ВТС) с иностранными государствами». Затянувшаяся на полгода борьба Кремля с правительством за полный контроль над этой деликатной сферой закончилась безусловной победой президента. Завизированный им документ де-юре закрепляет сложившуюся к концу нынешней осени новую систему экспорта российского оружия, в которой кабинету министров отводится более чем скромная роль.
Указ «О ВТС...» вводит в юридический оборот целый «букет» нормативных документов, регулирующих российский военный экспорт. В их числе четыре положения -- о комитете и комиссии по вопросам ВТС, о порядке осуществления ВТС и порядке предоставления права на внешнеэкономическую деятельность при поставках продукции военного назначения. Плюс к тому указом утверждаются новый порядок рассмотрения заявок инозаказчиков и соответственно новый же порядок лицензирования оборонного импорта-экспорта. В самом тексте указа «прописано» создание совершенно новой государственной структуры -- комитета по ВТС с иностранными государствами, которому отныне предстоит «рулить» российским оружейным экспортом. Одновременно меняется и статус высшего органа, контролирующего эту сферу, -- комиссии по ВТС. Из ее названия исчезло всего лишь одно словосочетание: «комиссия при президенте». Впрочем, сопровождающая эту незначительную поправку кадровая «рокировочка» не оставила никаких сомнений в смысле происходящего: комиссию возглавил В. Путин, а прежнему ее руководителю М. Касьянову придется довольствоваться отныне скромной ролью зампреда.
В соответствии с новым указом теряют свои почти неограниченные полномочия и «председатели российских частей межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РФ и зарубежными странами». Прежде эта должность считалась ключевой на переговорах с иностранными покупателями нашего оружия: правительство регулярно пересматривало список председателей (как правило, в их число входили только министры или их первые замы). По количеству и «качеству» стран, закрепленных за каждым из председателей, можно было безошибочно определить политический вес того или иного чиновника в российском руководстве. Теперь же председатели будут, по сути, лишь техническими исполнителями, всего лишь переговорщиками, все действия которых направляет комитет по ВТС. Правда, некоторые из наиболее влиятельных председателей продолжают отчаянно пытаться сохранить свою независимость.
Скажем, тот же Илья Клебанов, возглавляющий межправительственные комиссии по ВТС с крупнейшими покупателями российского оружия -- Китаем и Индией, утверждает, что его этот контроль «не коснется». Однако, по сведениям информированного источника газеты «Время новостей», шансы сохранить свою независимость даже у г-на Клебанова практически нулевые. Ведь согласно новому «положению о порядке осуществления ВТС», при заключении большинства контрактов на экспорт оружия не требуется даже формального участия российского кабинета. В том случае, если контракт соответствует утвержденным президентом спискам №1 и №2 (это документы, в которых перечислены страны, куда разрешен экспорт российского оружия, и конкретные системы военной техники, которыми можно торговать), он не требует вообще никакого согласования. В противном случае (когда какие-то сомнения вызывает либо страна, заказывающая оружие, либо запрошенная ею номенклатура техники) окончательное решение по спорным вопросам теперь предполагается выносить не в виде постановлений правительства, а исключительно указами президента.
Таким образом, участие российского кабинета в ВТС предусмотрено лишь тогда, когда оружейные поставки увязаны с выполнением долговых обязательств или требуют государственного кредитования.
Весьма характерно и то, что образованный нынешним путинским указом комитет по ВТС фигурирует в документе как структура, «подотчетная Министерству обороны». МО -- это силовое ведомство, подчиняющееся по своему статусу непосредственно президенту и Верховному главнокомандующему. То есть лично г-ну Путину. В отличие от действовавшей прежде схемы, когда ВТС было возложено на Минпромнауки, координация деятельности которого доверена вице-премьеру Илье Клебанову.
Юрий ГОЛОТЮК