Время новостей
     N°181, 05 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.12.2000
Искусство описывать жизнь
"Лавровая ветвь" для документалистов и телевизионщиков
Премий в России уже много, но еще не достаточно. Вcе существующие делятся на три категории: почетные, присуждение которых проводится по совокупности заслуг номинантов, благотворительные, вручение которых означает для лауреатов определенный уровень общественного признания и денежное поощрение, и профессиональные -- эти не приносят ни денег, ни славы, но показывают статус награжденных в профессиональной среде.

Премия «Лавровая ветвь», учрежденная недавно созданной Гильдией неигрового кино и телевидения, бесспорно относится к последним. Это не «Ника» и не «ТЭФИ», хотя номинации новой премии во многом пересекаются и с той и с другой. Документалисты всегда были менее известны, чем создатели игрового кино, их сообщество теснее и теплее, амбиций меньше, плоды их деятельности благополучно притулились на периферии общественного сознания, а сами они смирились со своей вроде бы второстепенной ролью. Хотя и гордятся тем, что в отличие от игрового кино их фильмы на международных фестивалях получают главные награды, а некоторые даже закупает западное телевидение. Отношения с телевидением у документалистов не столь болезненно обострены, как у игровиков, -- телевидение для них не соперник, а главный работодатель. Так что объединение двух конкурирующих ведомств именно на ниве документалистики вполне естественно.

Первая национальная премия «Лавровая ветвь» была присуждена в обстановке не слишком торжественной и даже домашней. Семь бронзовых фигурок раскинувшего руки обнаженного эльфа перекочевали к лауреатам. Расклад призов ничьих возражений не вызвал. За вклад в кинолетопись был награжден Алексей Семин, служивший фронтовым оператором во время всей Великой Отечественной войны. Лучшим репортером признан Павел Лобков -- то, что это единственная награда, полученная НТВ, тоже естественно, поскольку НТВ телевидение системное, а не авторское. Среди его типовых созданий репортажи Лобкова наименее предсказуемы и наиболее лиричны. Лучшим документальным сериалом были признаны «Прогулки с Баталовым», показанные на ТВЦ, -- не шедевр, но вполне достойное познавательное произведение, сильно выигрывающее за счет мягкого обаяния всенародно любимого актера. А выступавший в этой же номинации «Лешкин луг» Алексея Погребного и так получил уже множество призов на многочисленных фестивалях документального кино.

В номинации «научно-популярный и образовательный фильм» выбирать явно было особо не из чего -- этот жанр снимают сегодня очень редко. Зато среди документальных репортажей был сильный конкурс. Победил в нем страшновато-смешной фильм Михаила Дегтяря «Дом» -- про престарелую мошенницу, решившую жить под конец жизни честным трудом.

Среди документальных фильмов на кинопленке награду получил «Полустанок» Сергея Лозницы -- тоже прокатившийся по фестивалям и уже отмеченный в Лейпциге. А среди фильмов на видео лучшим был признан фильм Ренаты Литвиновой «Нет смерти для меня».

Это отрадно, потому что фильм, во-первых, совсем новый -- его премьера на РТР состоялась в начале ноября, а во вторых, это безусловно явление. Заметное и, более того, замеченное. Странный рассказ о пяти бывших звездах советского кино, с надуманным сюжетом о жертве, принесенной женщинами молоху кинематографа, выспренные монологи автора и ведущей о бессмертии и красоте -- все эти сомнительные ингредиенты оказались неожиданно сопряжены в замечательно цельный и нежный к своим героиням фильм, куда более документальный, чем обычные «беспристрастные» съемки. Во всяком случае когда в день рождения Нонны Мордюковой по РТР сначала показали ее в роли обычной «гостьи студии», где ей объяснялись в любви знаменитые актеры и режиссеры, и сама она то пела, то размышляла, а потом поставили фильм Литвиновой, стало очевидным, насколько вернее и значительнее в нем портрет актрисы. А заодно проявилась и гигантская разница между искусством и телевизионной текучкой. За один этот наглядный пример уже стоило вручить Ренате Литвиновой «Лавровую ветвь», символизирующую равноправный союз искусства и реальности.

Алена СОЛНЦЕВА