|
|
N°181, 05 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Губернаторский паноптикум
Среди местных руководителей дореволюционной России и Советского Союза было немало эксцентричных людей.
В середине ХIХ в. большую известность приобрел московский губернатор Арсений Закревский. За свою чрезмерную суровость и попытки регламентировать все и вся, даже время окончания балов и званых вечеров, он получил от жителей второй столицы нелестное прозвище Чурбан-паша. В отношениях с родственниками он не придерживался столь же твердого порядка: когда его дочь не могла разойтись с первым мужем (тот не давал развода), губернатор выправил ей второй паспорт и тайно обвенчал с возлюбленным в церкви одного из своих имений.
Любимыми персонажами либеральной прессы последних предреволюционных лет были нижегородский губернатор Хвостов, черниговский Маклаков и калужский князь Горчаков. Первый в ответ на любую критическую статью в свой адрес высылал из города корреспондента газеты. К тому же вопреки существовавшим законам совмещал губернаторский и даже министерский пост с думским креслом. Маклаков запомнился тем, что любил, особенно в обществе императорской семьи, передразнивать министров, и приводил в восторг детей невероятным «прыжком влюбленной пантеры». Не изменил он своим привычкам, и став министром внутренних дел. Князь Горчаков прославился на всю Россию в 1913 г., когда частная компания взялась за электрификацию губернского центра. Несмотря на все уверения инженеров о надежности электростанции, Горчаков потребовал, чтобы все фонарные столбы освещались дополнительно керосиновыми лампами.
Не меньшие оригиналы находились и среди советских местных начальников. Так, председатель тамбовского губисполкома Чичканов любил присутствовать при сожжении сел и деревень, пытавшихся сопротивляться разверстке. Наоборот, исключительной гуманностью отличался его новгородский коллега Мещеряков. На угрозы представителей наркомпрода и госконтроля о санкциях в связи с плохой сдачей разверстки по сену и расходованием части собранного зерна для питания голодавших он отвечал, что сам отправит ревизоров в столицу в тюремном вагоне.
В 20--30-е годы по всей стране шла слава о дальневосточных руководителях Крутове и Лаврентьеве. Они очень увлекались гражданской обороной и заставляли время от времени своих подчиненных работать в противогазах и даже в противохимических костюмах. Более того, в моду вошли походы и даже работа на предприятиях в такой экзотической амуниции. При этом местная газета «Тихоокеанская звезда» утверждала, что производительность труда только возрастает.
Наконец уже в недавнее время своими внезапными рейдами по свердловским стройкам и магазинам отличился Борис Ельцин. Его ульяновский коллега Геннадий Колбин стал известен благодаря категорическому запрету продажи водки в сельских магазинах во время уборки урожая и своими личными проверками собственного постановления.
Павел АПТЕКАРЬ