|
|
N°180, 04 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Отец» и дети
Кому достанется знамя Эдуарда Шеварднадзе
На недавнем собрании высшего руководства «Союза граждан», грузинской партии власти, ее лидер Эдуард Шеварднадзе сказал, что к 37-летнему Зурабу Жвания, спикеру парламента и генсеку партии, относится как к сыну.
Зачем искушенный в политических интригах президент произнес такую фразу, можно только гадать. Возможно, он решил развеять давние слухи о противоречиях с амбициозными молодыми «гражданами». Говорят даже, что сам лидер спровоцировал конфликт «молодежного» крыла своей партии с двумя предпринимателями -- «винным королем» Леваном Гачечиладзе и Давидом Гамкрелидзе, президентом ведущей страховой компании «Алдаги». Два потенциальных спонсора внутрипартийной фронды, очевидно, не без благословения президента ушли в собственную «Новую фракцию». Но открытое противостояние с набирающим силу и опыт Жвания просто не нужно Шеварднадзе.
Впрочем, на Кавказе от политического «усыновления» до политических «похорон» -- один шаг. Постаревший, но не утративший политического чутья Шеварднадзе не дает вырваться вперед ни одному из возможных фаворитов президентской гонки-2005. (В их числе помимо Жвания называют шефа МВД Каху Таргамадзе и возглавившего недавно «Новое движение» Мамуку Хазарадзе, президента компании TBC, которая среди прочего владеет знаменитой маркой «Боржоми»). Как бы то ни было, вся политическая биография Жвания свидетельствует о том, что «похоронить» его сложно.
За 12 лет, прошедших с момента первого появления на митингах национально-освободительного движения, тогдашний лидер «зеленых», выпускник биофака Тбилисского университета Зураб Жвания сделал головокружительную карьеру. Сейчас, когда страна переживает тяжелейший энергокризис, спикеру припоминают его яростные атаки на ХудониГЭС, стараниями «зеленых» так и недостроенную. Жвания упреки игнорирует: тогда так было нужно.
Политик новой формации, Жвания чутко уловил ветры перемен, удачно сменив безобидную флору и фауну на «политическую экологию». В парламент «зеленые» пришли в 1992 году как нейтральная сила на волне ожесточенного противостояния шеварднадзистов и звиадистов. Фракция Жвания скоро трансформировалась в серьезную силу.
Молодой политик быстро сообразил, что делать. Позиции Шеварднадзе слабы, у национального лидера нет даже собственной партии. И Жвания становится одним из инициаторов создания в парламенте 1992--1995 годов прошеварднадзевского большинства. Помимо вассалов бывшего первого секретаря ЦК КП Грузии из числа прежних партработников и «красной интеллигенции» (Эльдар Шенгелая, Лана Гогоберидзе) оно объединило и новые силы, ищущие свою нишу и, что важнее, свои финансовые потоки. Новые «мальчики в галстуках» не имеют никакого отношения ни к звиадовской, ни к улично-митинговой среде. Они почитают (или делают вид) Шеварднадзе, но ведут свою игру.
В 1993 году из всего этого вырос «Союз граждан». Партия набирает финансовую мощь: за счет средств самого Шеварднадзе, за счет коллективных членов -- фабрик и заводов (в тот период они еще работают), которые добровольно-принудительно вступают в партию, за счет отчислений от «теневой» экономики и т.д. На парламентских выборах в 1995-м партия президента получает больше половины мест, Жвания становится спикером. Этот пост он сохранил и после прошлогодних выборов.
Жвания принадлежит к новому поколению еще и потому, что его нельзя однозначно отнести ни к проамериканским, ни к пророссийским, ни к протурецким, ни к каким иным политикам. Правда, критических взглядов на политику России он не скрывает. Вводя визы в отношении Грузии, Москва способствует развалу СНГ, заявляет спикер, категорически выступая против уступок Кремлю -- ни в вопросе о российских базах, ни в отношении позиции Тбилиси по Чечне. Россия стремится к аннексии Абхазии и Южной Осетии -- отвечает он на предложение установить для жителей этих регионов упрощенный визовый режим. Однако те, кто внимательно следит за карьерой Зураба Жвания, отмечают, что антимосковский радикализм, отличавший его еще пару лет назад, сменяется прагматическим осознанием реальности -- от соседства с Россией, ее влияния на Тбилиси и тесных экономических связей никуда не деться. А раз так, значит, надо искать взаимопонимание, даже если это трудно и мучительно. Потому что того требуют национальные интересы Грузии.
Тина ЦХОВРЕБАШВИЛИ, Тбилиси