|
|
N°179, 01 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Малевич без эмоций
Но с последователями и учениками
Вчера в Русском музее открылось сразу две выставки: "Малевич в Русском музее" и "В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920--1950-х".
Основная часть представленных произведений Малевича поступила в музей в 1936 году после смерти художника. Его семья передала на временное хранение почти все хранившиеся в доме работы. Долгое время их не только не выставляли, но даже прятали перед приходом той или иной комиссии. Лишь в 1977 году они были официально переведены в постоянное хранение (часть музей оплатил, однако, большинство вдова художника просто подарила).
Заместитель директора Русского музея Евгения Петрова объяснила, почему решено ограничиться собственной коллекцией: это самое большое собрание произведений Малевича в мире (101 живописное произведение, 40 графических листов, два архитектона), охватывающее весь творческий путь художника.
Основная часть экспозиции построена по хронологическому принципу. "Мы хотели еще раз попытаться понять Малевича", -- рассказывает директор музея Владимир Гусев. До сих пор творчество этого художника воспринималось более чем эмоционально. И сторонники, и противники выступали одинаково страстно. Сотрудники Русского музея сделали спокойную, серьезную, но очень красивую выставку, на которой можно увидеть не только знаменитые супрематические творения, но и восхитительные по цвету импрессионистические пейзажи, поздние портреты в духе Ренессанса, сильную, динамичную графику, философский "крестьянский цикл" (люди без лица).
В 1928--1932 гг. для персональной выставки в Москве Малевич заново написал ранние произведения, вернее, вариации на их темы, попытавшись осмыслить свои поиски и эксперименты. При этом ввел в заблуждение исследователей, поставив под новыми полотнами старые даты. Теперь специалисты-искусствоведы заново датировали некоторые работы, до сих пор считавшиеся ранними, -- они выделены в самостоятельный раздел.
На выставке соратников и учеников Малевича гораздо больше произведений (около шестисот), и потому она сложнее для восприятия. Тем более что многие из представленных художников мало выставляются, а некоторые вообще почти не известны. Среди самых знакомых -- Лисицкий, Суетин, Чашник, Рождественский, Стерлигов.
Екатерина ГИНДИНА, Санкт-Петербург