|
|
N°179, 01 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый киномонстр
Валерий Тодоровский представил четырнадцать новых сериалов для РТР
Гендиректором по кинопроизводству телеканала «Россия» (РТР) Валерия Тодоровского назначили в мае. Полгода шла подготовительная работа, и вот наконец забил фонтан -- на поверхность выплыли и разом были представлены прессе четырнадцать самых разнообразных телепроектов, размером от двух серий до бесконечности. Размах новой киноорганизации впечатляет. Тодоровский сообщил, что одновременно в производстве находится около двухсот часов экранного времени. Что позволяет ему с оптимизмом заключить: «В кино больше нет безработицы, все, кто умеет что-то делать -- от осветителя до артиста, -- заняты». Деньги на все это богатство идут от прибылей компании, стоимость же одного часа колеблется от 10 до 120 тысяч долларов, снимают сериалы как на видео -- те, что победнее, так и на «Кодаке» -- те, от которых ждут гарантированного успеха. В идеале компания должна транслировать примерно двадцать сериалов в неделю: о временах, когда все население страны приникало к экрану для встречи с героями «Семнадцати мгновений» или «Знатоков», можно забыть. Сегодня на РТР готовы пойти по пути, проложенному ОРТ, -- давать по одной серии в неделю, чтобы не держать все яйца в одной корзине и не рисковать рейтингом канала.
Чтобы ошарашить ассортиментом, на презентацию подгребли все, что шевелится: и уже идущий на канале сериал «Марш Турецкого» (впрочем, его новые серии сейчас снимают), и двенадцатисерийную «Темную лошадку», в которой есть и актеры, и режиссер, нет только готового сценария.
Сценарии, рассказывает Валерий Тодоровский, самая большая проблема для телепроизводства. Помимо авторского видения, которое, конечно, вещь хорошая, но для сериалов не необходимая, нужно умение выстроить захватывающий сюжет, написать остроумные и жизнеподобные диалоги, сохранить логику характеров на протяжении тысячи страниц текста, да и просто свести концы с концами. Публично Тодоровский отметил сценарий фильма «Мамука», написанный Александром Миндадзе, сказав, что его можно читать отдельно. Сам по себе.
Тем не менее основные надежды пока возлагаются на дебютантов -- от них ждут прорыва в новую телевизионную эру. Под особой опекой Тодоровского находятся два сокурсника по Высшим режиссерским -- Алексей Сидоров и Александр Вилединский, написавшие сценарий фильма «Бригада» («первую в российском кинематографе гангстерскую сагу» про друзей, контролирующих Рижский рынок в Москве). Сидоров снимает эту историю, а Вилединский скоро начнет другую -- про судью и механизм правосудия, сценарий которой он дописывает.
Помимо этого особый акцент был сделан на проект «Семейные тайны», продюсером которого выступает сам Тодоровский, а снимает его Елена Цыплакова. Историю российских «Будденброков» -- семьи Ермаковых, глава которой, акционер крупного банка, перед смертью завещал разделить богатство между четырьмя своими детьми -- пишут старые зубры отечественного сериального движения, соавторы «Клубнички», «Простых истин», «Ширли-мырли», «Горячев и другие». Объединенные в бригады, сценаристы трудятся над текстом на западный манер -- один сильнее в диалогах, другой мастер придумывать характеры, третий бьется над интригой... Результаты пока не очевидны -- до сих пор не только шедевров, но и запоминающихся, популярных эпопей не создано.
Не будучи уверенными в успехе замысла, руководители процесса делают ставку на количество. Глядишь, среди этого потока родится что-то действительно замечательное, если же нет -- доберем валом. Александр Акопов назвал происходящее началом мощного движения. А Валерий Тодоровский ощущает себя в роли генерального продюсера крупной киностудии, у которой пока нет своих производственных мощностей, но которая заполняет своими заказами не только "Мосфильм" и студию им. Горького, но и "Беларусьфильм", и "Ленфильм", и уже посматривает на возрождающуюся Ялтинскую киностудию. Чуть позже, мечтает Тодоровский, когда конвейер будет налажен и на экраны бесперебойно вместо латиноамериканских страстей пойдет отечественное «мыло», можно будет подумать и об оригинальных артпроектах, создать что-нибудь эдакое, особенное.
Надо отдать должное мечтателям от РТР -- им удалось организовать внятное и бойкое представление проектов, с демонстрацией роликов, подробными релизами и даже с участием занятых в съемках артистов. Все было подано грамотно, четко и порадовало организаторской хваткой. Достанет ли этого умения на воплощение заложенной программы, а главное, оправдает ли надежды хотя бы один из сериалов, став национальным хитом, неизвестно. РТР пока, несмотря на большие амбиции, по уровню народной любви отстает от своих конкурентов.
Алена СОЛНЦЕВА