|
|
N°178, 30 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И жемчуга стакан
Процесс дипломата вновь начинается с нуля
Скандальный характер приобретает судебный процесс дипломата Валентина Моисеева, которого обвиняют в шпионаже в пользу южнокорейской разведки. Когда многонедельные слушания уже близились к концу и дело дошло до вынесения приговора, из-за болезни судьи вчера был назначен новый состав суда. Поэтому весь процесс приходится начинать сначала.
Валентин Моисеев находится в следственном изоляторе «Лефортово» уже больше двух лет. Примерно полтора года он имеет дело с российской Фемидой, которая никак не может окончательно решить, виновен ли все-таки дипломат в сотрудничестве с южнокорейской разведкой или нет. В декабре прошлого года Мосгорсуд вроде бы поставил точку в этой истории, осудив дипломата на 12 лет лишения свободы, но Верховный суд отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение. И вот теперь, когда эта затянувшаяся шпионская история приблизилась к очередному финалу, все начинается сначала, а два с половиной месяца судебного разбирательства приходится признать впустую потраченным временем. Адвокаты подсудимого Анатолий Яблоков и Юрий Гервис заявили вчера отвод всему новому составу суда, который, однако, был отклонен. Адвокаты намерены обжаловать это решение в Верховном суде, равно как и ходатайствовать об изменении их подзащитному меры пресечения на подписку о невыезде.
Валентин Моисеев, заместитель директора 1-го департамента Азии МИД России, был задержан сотрудниками российской контрразведки 4 июля 1998 г. сразу после встречи с первым советником посольства Республики Корея Чо Сон У. В ФСБ считают, что именно ему дипломат в течение нескольких лет передавал материалы о военно-технических и политических отношениях России и КНДР, многие из которых имели гриф «для служебного пользования».
По версии обвинения, доказательством сотрудничества Моисеева с южнокорейскими спецслужбами являются конверты с эмблемой посольства РК, набитые долларами. Конверты с 4,5 тыс. долларов были найдены в квартире Моисеева во время обыска. Чекисты считают, что это вознаграждение за работу на южнокорейскую разведку. Кроме того, в деле имеются материалы аудиозаписей многочисленных бесед Моисеева и Чо Сон У, во время которых южнокорейский дипломат получает ответы на большинство своих вопросов о развитии российско-северокорейских отношений, в том числе и тех аспектов, которые считаются секретными.
Анна ФЕОФИЛАКТОВА