|
|
N°178, 30 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И летели наземь самураи...
Под напором жертв второй мировой войны
Вчера, после долгих тяжб и препирательств, компания Kajima Corp. согласилась выплатить 4,6 млн долл. в качестве компенсации за принудительный труд в годы второй мировой войны на территории Японии тысяче китайцев.
Проблема компенсации жертвам подневольного труда является общей для стран-агрессоров второй мировой, но стадии ее разрешения весьма различны. Для Германии процесс расплаты фирм -- наследников индустриальных предприятий Третьего рейха с остарбайтерами уже близится к концу, тогда как для Японии все только начинается. Германский прецедент неумолимо давит на Страну восходящего солнца, и в длительной перспективе выплата японцами компенсаций кажется неизбежной, но путь к этому будет долгим -- слезно каяться в прошлом японцы не хотят.
С весны 1943 года и до капитуляции империалистическая Япония привезла на свою территорию для работ на стройках и в портах около 40 тыс. китайцев. Самую печальную известность приобрели работы по изменению русла реки рядом с шахтерским городком Ханаока, проводившиеся компанией Kajima. Из-за болезней и издевательств каждую неделю здесь умирали по несколько десятков рабочих, что летом 1945-го подвигло китайцев на восстание и бегство. В ходе разбирательства японцы казнили еще около сотни людей. В итоге из 986 привезенных на работы в Ханаоку китайцев к концу войны 418 не было в живых -- такому показателю смертности позавидовали бы иные нацистские концлагеря.
Kajima извинилась еще в 1989 году, но китайцы были полны решимости добиться чего-то большего. Теперь на основании внесудебной договоренности компания передаст деньги в китайский Красный Крест, который и займется их распределением. Хотя Kajima не устает повторять, что в основе решения спора не лежит признание ею юридической ответственности за прошлое и что выплата не является компенсацией в строгом смысле, был создан важный прецедент -- японцы начали платить своим китайским жертвам. Возможно, следующими придется раскошелиться фирмам Mitsubishi и Mitsui -- еще в августе на них подали иски десять китайцев. А там очередь может дойти и до исков женщин, насильно призванных японцами в военно-полевые бордели.
Вторым важным прецедентом стал иск 71-летней жертвы «нанкинской резни» китаянки Ся Шуцин к японским исследователям Хигасинакано Осаму и Магусумура Госио, написавшим книги «Полное изучение нанкинской резни» и «Большие вопросы о нанкинской резне». Впервые подобный иск был обращен не к палачам полувековой давности, а к их современным защитникам.
Напомним, что речь идет о событиях декабря 1937 года, когда японская армия убила и замучила по разным оценкам от 200 до 300 тысяч жителей города. 8-летняя Ся была свидетелем того, как японцы вырезали всю ее семью, при этом мать и старшая сестра были изнасилованы. После окончания войны Ся не раз приводила свои свидетельские показания, в том числе и на созванном ООН трибунале по преступлениям империалистической Японии.
Японские правые настаивают, что все население Нанкина на момент входа императорских войск было менее 300 тыс., при этом японцы «правильно» убивали переодетых дезертиров из китайской армии. Хигасинакано сказал AFP, что всю историю о резне сочинили китайские коммунисты, которые также сфабриковали многочисленные фотографии изуродованных трупов жителей Нанкина. В целях обоснования своей исторической теории упомянутые японские авторы попутно назвали Ся лжесвидетельницей.
Ся Шуцин подала иск в Нанкинский народный суд промежуточного уровня, обвинив двух авторов в клевете и потребовав от них публичного извинения и компенсации в 96 тыс. долларов. Как сказал ее адвокат, суд состоится и в том случае, если ответчики не прибудут в КНР. Ся с горечью заметила, что слишком стара и бедна для того, чтобы ехать судиться в Японию, где рассмотрение дела может затянуться на десятилетие. Однако в самом Китае ей на помощь пришел Всекитайский фонд развития прав человека, снабдивший Ся бесплатной помощью юристов и экспертов. Таких исков может стать больше -- еще живы около тысячи жертв нанкинской резни.
Александр ТИМОФЕЕВ