|
|
N°178, 30 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хорошо сидим
Отставка Михаила Касьянова и Александра Волошина не планируется
Премьер Михаил Касьянов наконец высказался по поводу слухов о своей отставке. Ее в обозримом будущем не будет. «Нет ничего, что давало бы повод для таких предсказаний. Я продолжаю работать на полную мощность вместе со всем кабинетом министров», -- заявил г-н Касьянов.
Примерно то же говорят в Кремле: «Отставок или перестановок в правительстве не планируется». «Для смены кабинета министров нужно, чтобы случилось что-то серьезное: провал бюджета, кризис», -- отметил высокопоставленный источник в администрации президента. Однако это вовсе не означает, что Кремль доволен действиями команды г-на Касьянова. Не устраивает прежде всего отсутствие экономических законов. Приняв в целом неплохую экономическую программу, правительство, на взгляд руководства администрации президента, не подготовило юридическую базу реформ. Из Кремля, как утверждают его обитатели, предпринимались неоднократные попытки «разбудить» членов кабинета. Но «воздействие» старших товарищей, как правило, упирается в исключительную занятость многофункциональных вице-премьеров и министров. Глава МЭРТ Герман Греф, например, все время жалуется, что он ничего не успевает. Один из чиновников администрации дал ему дружеский совет: «Сосредоточиться на двух-трех приоритетных задачах».
Критикуя членов кабинета за неуспеваемость, в Кремле отлично понимают, что нынешняя структура правительства, кстати придуманная не без участия администрации, сама по себе, невзирая на персоналии, далека от идеала. Но менять ее сейчас Владимир Путин не станет. «Реформа исполнительной власти, -- считает высокопоставленный сотрудник администрации президента, -- должна быть проведена исключительно с целью отработки бюрократической технологии», а не ради политической потехи. Кремлевские стратеги считают неразумным проводить очередные перетряски сегодня, потому что это выльется в укрупнение или разукрупнение министерств и ведомств, попытку кого-нибудь что-нибудь централизовать и т.п. В будущем же планируется создать сильные министерства, так сказать, «прямого действия», на которые будут замкнуты все отраслевые структуры, полностью отменить вице-премьеров как класс, а также перестать заниматься ненужными межведомственными согласованиями, упростить аппарат. И Минфин в свое время получит себе отдельного главу, а не совместителя. Но дело это не ближайших трех месяцев.
Пока же в Кремле констатируют, что «макроэкономическая ситуация сложная», и рекомендуют премьеру подтянуть исполнительскую дисциплину. Действовать ему придется, очевидно, подручными средствами: либо административными взысканиями, как теперь это принято в администрации, либо наказывать копейкой. В Кремле г-ну Касьянову даже посоветовали, если министерство не справилось с подготовкой какого-то документа, заказывать эту работу в частной компании, а деньги вычитать из зарплаты провинившихся чиновников.
Президентская неспешность с реформированием исполнительной власти объясняется еще и отсутствием достойных игроков на скамейке запасных. Сотрудники администрации признают, что сейчас заменить г-на Касьянова в общем-то некем. Секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, которого изобретатели слухов прочат на премьерский пост, несколько далек от экономики. Да и, как сказал источник в администрации президента, «с политической работой он не совсем свыкся». Хотя, может быть, для назначения на пост премьера все это неважно. Другой практически вечный претендент на пост премьера Александр Волошин, опять же вопреки слухам о своей отставке, остается в Кремле и перебираться в Белый дом не собирается. Так что вопрос об изменениях в правительстве откладывается как минимум до весны.
Вера КУЗНЕЦОВА