|
|
N°178, 30 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Затерянные в джунглях
Тюменских авиаторов обвинили в «подделке» катастроф
Небывалый скандал вокруг одной из крупных российских компаний-грузоперевозчиков -- ОАО «Тюменьавиатранс» -- разгорается в Сургуте. Недавно местная транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту увода за границу активов компании на сумму около 10 млн долларов, а также многочисленных хищений самой авиатехники. Как подозревают следователи, вертолеты, отправленные компанией за рубеж для выполнения миссий ООН или других целей, там попросту списывались как потерпевшие катастрофу, а на самом деле продолжали работать на отдельных руководителей «Тюменьавиатранса».
Кто стал инициатором этого громкого расследования, пока остается неясным. В транспортной прокуратуре утверждают, что уголовное дело было возбуждено по инициативе нового руководства авиакомпании (оно сменилось в 1999 году), представители же ОАО утверждают, что злоупотребления выявили сами следователи. Так или иначе, но, как заявил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» прокурор транспортной прокуратуры Сургута Алексей Хмелинин, уже установлено, что с 1992 по 1998 год «9,5 млн долл. валютной выручки компании» были попросту расхищены. Схема аферы была следующей. Одной из основных сфер деятельности «Тюменьавиатранса» является работа за рубежом, в частности в Африке и странах Латинской Америки. Например, с 1991 по 1994 год вертолеты компании обслуживали миссии ООН в Африке и Камбодже. Также техника «Тюменьавиатранса» по коммерческим контрактам направлялась для работы в Колумбию, Эквадор, ЮАР, Папуа -- Новую Гвинею и другие страны. Как считают следователи, именно с зарубежной деятельностью ОАО и связано большинство махинаций. Так, часть выручки по коммерческим контрактам руководители центрального офиса «Тюменьавиатранса» и главы его иностранных представительств списывали якобы на ремонт сломавшихся вертолетов и самолетов. На самом деле, как утверждают в прокуратуре, в большинстве случаев никаких поломок не было, и эти деньги попросту оседали на частных счетах представителей ОАО.
Но самое интересное, что удалось выяснить следователям, -- руководители «Тюменьавитранса» не только присваивали себе часть выручки, но порой прибирали к рукам целые вертолеты. Для этого опять же в Москву сообщалось, что Ми-8 и Ми-26 получили серьезные поломки и подлежат списанию или вообще потерпели катастрофу. Каково же было удивление представителей прокуратуры, когда часть подобной списанной техники они обнаружили в небольших частных компаниях ЮАР и стран Латинской Америки. Причем она была во вполне сносном состоянии и продолжала перевозить грузы в этих странах. А среди учредителей частных компаний, где трудились якобы потерпевшие катастрофу вертолеты, непременно оказывались руководители все того же «Тюменьавиатранса».
По словам Алексея Хмелинина, пока уголовное дело возбуждено только по факту хищения денег и техники и официальных обвинений никому не предъявлено. Однако в первую очередь следователей интересует деятельность бывшего генерального директора «Тюменьавиатранса» Владимира Илларионова и экс-представителя компании в Латинской Америке Владимира Бабкина. Ведь именно в период их руководства компанией и были совершены все вышеперечисленные аферы.
Новый гендиректор «Тюменьавиатранса» Андрей Мартиросов пока крайне неохотно комментирует всю эту историю. «Сейчас мы наняли специальную аудиторскую компанию, которая изучает работу ОАО в тот период, -- заявил он в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей», -- и только когда она закончит работу, совет директоров компании будет делать какие-либо выводы. Пока же Владимир Илларионов занимает официально должность моего советника, однако связаться с ним я не могу уже давно. Владимир Бабкин из компании уволен и, насколько мне известно, сейчас находится в Колумбии».
Александр ШВАРЕВ