|
|
N°178, 30 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путина не устраивает безграничная Россия
Кремль продолжает реформы в области национальной безопасности. Вчера на заседании Совета безопасности обсуждалась пограничная политика страны. Как пояснил газете «Время новостей» зам. секретаря СБ Олег Чернов, руководству силовых ведомств была поставлена задача «доложить президенту о формировании нового облика российской границы» и соответственно высказать свои соображения «по конфигурации сил и средств, необходимых для защиты национальных интересов на государственных рубежах». По сведениям информированных источников газеты "Время новостей", Владимир Путин остался не слишком доволен соображениями своих подчиненных «по конфигурации сил и средств»: продолжавшееся около трех часов заседание СБ, по сути, так ничем и не закончилось. Президент потребовал в кратчайшие сроки разработать программу пограничной политики России на ближайшее десятилетие и после этого вновь вернуться к обсуждению этого вопроса на Совбезе.
Выяснилось, что Верховный главнокомандующий и его подчиненные несколько по-разному представляют себе принципы обеспечения безопасности России на ее госграницах, общая протяженность которых превышает 60 тыс. км. Владимиру Путину в очередной раз пришлось выслушать жалобы на то, что для надежного прикрытия рубежей не хватает ни людей, ни средств: в этой связи особое беспокойство руководства Федеральной погранслужбы (ФПС) вызывают две новые постсоветские границы -- с Казахстаном и Украиной. Их излишняя «прозрачность», неурегулированность территориальных споров и огромная протяженность -- 7600 км и 2250 км соответственно -- являются постоянной головной болью штаб-квартиры ФПС. Попытки же превратить административные границы бывших братских союзных республик в полноценные государственные рубежи до сих пор тормозились из-за хронической нехватки ресурсов. Причем даже несмотря на то, что предыдущий российский президент дважды подтверждал в своих официальных поручениях ФПС необходимость «поэтапного полномасштабного прикрытия» границы с Казахстаном. В этой связи Владимир Путин был вынужден разочаровать руководство ФПС: президент пояснил, что согласованное на прошлом заседании СБ РФ сокращение российских силовых ведомств (в том числе и ФПС, которому придется уменьшиться на 15 тыс. «штыков» и 1 тыс. гражданских специалистов) «больше не обсуждается». Пограничникам придется выполнять свои задачи имеющимся составом. И вообще, по словам г-на Путина, нынешняя российская граница не должна напоминать «железный занавес» советских времен, а быть рубежом демократического государства, «открытого всему миру».
Кстати, именно исходя из этих подходов российского президента основной доклад по пограничной политике на вчерашнем заседании СБ было поручено подготовить главе МИД Игорю Иванову, а директор ФПС Константин Тоцкий выступал лишь в качестве содокладчика. Таким образом Кремль недвусмысленно демонстрирует свои пограничные приоритеты на ближайшее десятилетие. Главным Москве сейчас представляется скорейшее завершение международно-договорного оформления своих рубежей (до сих пор примерно пятая часть из почти 15 тыс. км сухопутных границ РФ остается юридически неурегулированной) и налаживание тесного пограничного сотрудничества с соседями. В этой связи Владимир Путин потребовал усилить «региональный аспект» пограничной политики. А поскольку в нынешней России из 89 субъектов федерации 45 являются приграничными, спросить за исполнение (или соответственно неисполнение) сформулированных Совбезом задач президенту будет с кого.
Юрий ГОЛОТЮК