|
|
N°178, 30 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жизнь после власти
Отставным президентам некого боятся
Будущность первого главы Российской Федерации Бориса Ельцина, а также всех последующих президентов-отставников скоро будет законодательно обеспечена. Вчера Госдума после долгих дебатов приняла в первом чтении внесенный Владимиром Путиным закон «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».
Согласно путинской редакции закона быть бывшим президентом, пожалуй, даже лучше, чем действующим. Меньше почета, но меньше и хлопот. Отставного главу государства навсегда обеспечат охраной, спецсвязью, транспортом и медобслуживанием. Жизнь и здоровье экс-лидера будут застрахованы за казенный счет на сумму, равную годовому окладу президента. Покинув президентское кресло, можно уже нигде не работать: до конца своих дней отставник будет получать ежемесячно денежное содержание в размере 75% от прежней зарплаты. Если сидеть дома экс-президенту не захочется, то главное, не устраиваться вновь на госслужбу: в этом случае выплату казенного пособия приостановят. Да и стоит ли служить снова, если до конца дней в распоряжении экс-президента -- госдача и аппарат помощников. Все это, разумеется, за счет госбюджета. Для содержания помощников выделяется отдельное служебное помещение, оборудованное всем необходимым, а также фонд оплаты труда (в размере двух президентских зарплат ежемесячно в первые 30 месяцев и 1,5 зарплат потом). Отдельные льготы -- охрана, медобслуживание -- распространяются и на проживающих вместе с бывшим лидером членов семьи. Но главное, ради чего стоит поработать президентом, -- неприкосновенность. Бывший президент не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за «деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента». Его нельзя задержать, допросить, обыскать. То же распространяется и на помещения, транспорт, багаж, документы.
Безграничная неприкосновенность экс-президента вызвала недовольство большинства депутатов. Думские юристы -- от коммуниста Анатолия Лукьянова до члена СПС Павла Крашенинникова -- заявили, что статья 3, говорящая о неприкосновенности, противоречит Конституции. По словам г-на Лукьянова, «президент заранее получает индульгенцию на совершение любого преступления». За президентов бывших и нынешних вступился Владимир Жириновский, заявив, что «президент должен быть в безопасности, тогда он будет лучше управлять". Но даже представитель президента Александр Котенков согласился, что неприкосновенность надо сузить, предусмотрев возможность привлечения бывшего президента к ответственности и в случае «мотивированного представления генпрокурора при согласии обеих палат парламента».
Второе, что потребовали уточнить депутаты, кого считать «членами семьи». Ссылка на пенсионное законодательство (в случае смерти отставного президента каждому члену его семьи назначается пособие в размере 6 минимальных пенсий) неправильна. Г-н Лукьянов процитировал последние мемуары Ельцина, где тот называет членами семьи «Чубайса, Волошина, Лесина, Суркова, Малашенко» и т.д. Г-н Котенков пристыдил его, сказав, что цитировать мемуары «уместно поэту Осеневу, а юрист Лукьянов должен был почитать Семейный кодекс». А по нему, например, на пенсию может претендовать только супруга Ельцина. Дискуссию о том, кого считать членами семьи подвел Александр Лоторев, порадовавшийся, что в России не ввели предлагаемое Жириновским многоженство, иначе содержание бывшего президента и его семьи обошлось бы куда дороже» (сейчас экс-президент стоит казне 45 млн рублей в год).
В итоге проект поддержали 282 депутата. Против почти в полном составе выступили КПРФ и аграрии. Кроме левых не захотели давать гарантий Борису Ельцину (хотя закон носит не персональный характер, судя по выступлениям, депутаты примеряли проект именно к нему) правозащитник Сергей Ковалев (СПС), давний оппонент г-на Ельцина Виктор Алкснис («Регионы»), экс-глава МВД Анатолий Куликов, бывший союзный премьер Николай Рыжков (оба независимые депутаты). Бывший телохранитель президента Александр Коржаков, равно как и экс-премьер Евгений Примаков в голосовании не участвовали (оба -- ОВР).
Светлана ЛОЛАЕВА