|
|
N°178, 30 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В гостях у «зайчика»
Минск на два дня стал столицей СНГ
Сегодня заседанием Высшего совета российско-белорусского союза и встречей глав правительств Содружества в Минске начинается двухдневный саммит СНГ, венцом которого станет завтрашняя встреча на высшем уровне.
Что касается первого мероприятия, то в Москве готовятся к исключительно деловому разговору. Политические дебаты по созданию славянского союза позади, пора заняться экономикой. Отсюда и повестка дня: деньги, налоги, таможня. Часть вопросов решена 14 ноября на заседании союзного Совмина в Москве. Так, завтра президенты должны подписать подготовленное там соглашение о введении с 2005 года единой валюты союза, которой станет российский рубль. Вопрос об отказе от белорусского «зайчика» решено не форсировать. Москва понимает проблемы Александра Лукашенко накануне предстоящих в следующем году президентских выборов: если смертный приговор «зайчику» вынести уже сейчас, то оппозиция обвинит главу государства в предательстве национальных интересов.
В Минске ожидают от России обещанного государственного кредита в 100 млн долларов для стабилизации «зайчика» в переходный период, 30 млн -- до конца нынешнего года, 70 млн -- в будущем году. Сегодня будет обсуждаться и еще один российский кредит -- по линии Центральных банков на сумму в 4,5 млрд рублей. В Москве подчеркивают, что это льготные, но не безвозвратные кредиты и предоставляются они только в случае проведения Минском согласованной с Россией финансовой политики. «В конце концов, мы за это платим», -- говорят чиновники в Москве, которым явно приятно оказаться по отношению к Белоруссии в роли МВФ.
Под давлением Москвы Минск устранил множественность валютных курсов «зайчика». Однако г-ну Лукашенко с трудом дается понимание того, что национальную валюту придется девальвировать. Если белорусский президент будет оттягивать «антинародное» решение, то платить за популизм «батьки» россиянам придется из собственного кармана. Но, как замечают в Москве, Белоруссия еще не стала «восьмым российским федеральным округом», чтобы на это можно было рассчитывать.
Минск требует равных условий для хозяйствующих субъектов двух стран. Так, стоимость российского газа, поставляемого в Белоруссию, должна быть такой же, как внутри России, порядка 15 долларов за тысячу кубометров, считают белорусские власти. Но Москва и так уже субсидирует соседнюю экономику, продавая белорусам газ по 30 долларов за тысячу кубов, в то время как Украина, например, платит 80 долларов.
Серьезные дискуссии предстоят и по таможенной политике, ведь Белоруссия остается «серой дырой» для российского бюджета. В соседнем государстве отсутствуют вывозные пошлины на многие товары, и российские предприниматели пользуются этим, беспошлинно вывозя их через Белоруссию в дальнее зарубежье. В результате до сих пор не принята единая тарифная унификация российско-белорусского союза. Наконец не обойтись в Минске без обсуждения проблем общей налоговой политики. 30 августа подписано двустороннее соглашение об унификации налоговой системы. Однако под такой «унификацией» в Москве недвусмысленно понимают принятие Минском за общую основу российского Налогового кодекса после его окончательной обкатки.
Второе крупное мероприятие сегодня -- заседание Совета глав правительств СНГ -- подготовит ряд вопросов для завтрашней президентской встречи, главными из которых станет учреждение Антитеррористического центра Содружества, признание недействующими около 360 договоров и соглашений, принятых органами СНГ в предыдущий период (это более трети всех документов Содружества).
«Вечнозеленый» вопрос повестки дня -- Зона свободной торговли (ЗСТ) в СНГ. Россияне в очередной раз услышат упреки в неготовности ратифицировать соглашение о введении ЗСТ в действие. И в очередной раз откровенно объяснят партнерам: Россия ратифицирует это многостороннее соглашение только после того, как подпишет двусторонние документы со всеми странами Содружества. На сегодня соглашения уже заключены с Арменией, Казахстаном, Киргизией, на очереди Таджикистан и Азербайджан. В Москве утверждают, что не хотят обманывать партнеров и не готовы следовать основному условию функционирования ЗСТ -- отказу от взимания косвенных налогов в стране назначения на поставляемое туда сырье, нефть и газ. Если учесть, что партнеры практически и так не платят за сырье, позволять им еще и взимать за него налоги было бы слишком расточительно. Наиболее болезненной эта проблема выглядит в отношениях России с Украиной. Именно поэтому в Минске можно ожидать резких выступлений в адрес Москвы со стороны Киева.
Аркадий ДУБНОВ