|
|
N°177, 29 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Драматическое происшествие с прологом и эпилогом
Киностудии имени Горького грозит банкротство
Краткое содержание предыдущих серий:
Пару лет назад на Киностудии имени Горького поменялось руководство. Вместо команды Сергея Ливнева, которого обвинили в плохом ведении дел, разбазаривании государственных средств и в том, что при нем снимают слишком мрачные картины, пришел Владимир Грамматиков, режиссер детских фильмов, с программой возвращения студии к детскому и юношескому кино. Планы эти не осуществились, кино для детей снято не было, а студия оказалась перед угрозой банкротства. Один из кредиторов студии, компания «Силкор», добилась начала этой процедуры. В начале декабря (не менее чем за десять дней до назначенного на 19 декабря этого года судебного разбирательства) должно состояться первое собрание кредиторов, на котором будет решено, способна ли киностудия оплатить свои долги и возможно ли решить дело во внесудебном порядке. Владимир Грамматиков убежден, что все эти неприятности происходят исключительно по вине предыдущего руководства, а компания «Силкор» рассчитывает, используя их ошибки, получить студию в собственность. Конфликт «людей искусства», рассчитывающих на силу добрых намерений, и новой генерации деловых людей, опирающихся на букву закона, для русской культуры не нов. Чем-то он закончится на этот раз? В прошлом веке, как известно, запоздалое рождение русского капитализма привело к последствиям скорее катастрофическим.
Место действия: Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького -- федеральное государственное унитарное предприятие. Ее учредителем является Министерство имущественных отношений Российской Федерации. Как и все государственные киностудии страны, она находится в ведении Министерства культуры. Однако Минкультуры не утверждает, а лишь согласовывает уставы студий, а также заключает договоры с их руководителями.
Время действия: Наши дни.
Действующие лица:
Нынешний директор Киностудии им. Горького Владимир Грамматиков.
Бывший ее директор Сергей Ливнев.
Генеральный директор ЗАО «Силкор» Евгений Пиунов.
Заместитель руководителя департамента государственной поддержки службы кинематографии Министерства культуры РФ, юрист Екатерина Чуковская.
Министр культуры РФ Михаил Швыдкой.
Владимир Грамматиков: Ни о каком банкротстве студии Горького речи не может быть. Студия за последний год вложила серьезные деньги в собственное развитие. И есть деньги, запланированные на дальнейшее развитие. Но в наследство студия Горького получила векселя... Я пришел к Никите Сергеевичу Михалкову, сказал о проблеме и попросил о помощи. Знало эту ситуацию и Госкино. У нас был ряд совещаний. Так что ни для кого это не было неожиданностью.
Михаил Швыдкой: Руководители студии сделали, на мой взгляд, ряд серьезных ошибок. Мне представляется, что это даже грубые ошибки. Директор киностудии Владимир Грамматиков не пришел ни к министру культуры, ни к руководителю службы кинематографии и не поставил в известность, что студии грозит банкротство. Я узнал об этом от третьих лиц, можно сказать, совершенно случайно. И ситуация, когда я вынужден был руководителя студии Горького приглашать к себе, просто недопустима. Я уважаю Владимира Александровича Грамматикова как режиссера, но жизнь показывает, что не всегда замечательные люди и прекрасные режиссеры одновременно являются первоклассными менеджерами.
Екатерина Чуковская: 23 сентября 1999 года на коллегии Госкино России Владимир Грамматиков заявил, что прежнее руководство студии оставило ему в наследство странные векселя, но никаких особых проблем в связи с этим у студии нет. Ведутся, мол, судебные тяжбы, чтобы не выплачивать долги по векселям, которых Грамматиков не выдавал.
Тогдашний руководитель студии Сергей Ливнев выдавал векселя не от себя лично, а от имени киностудии. Принимая дела у Ливнева, Грамматиков должен был это знать. Киностудия пыталась доказать поддельность подписей на векселях, однако найти документальное подтверждение тому, что при заключении сделки совершались махинации, на сегодняшний день не удалось.
Сергей Ливнев: Весной 98-го года у студии появилась возможность распорядиться телевизионными правами на свои фильмы. Сделка была заключена с «Медиа-Мостом». По условиям договора киностудия должна была изготовить копии фильмов на носителе «Бетакам». Изготовление кассет -- дело дорогое, свободных денег на тот момент на студии не было. Поэтому, когда мы договаривались о кредите, одним из условий сделки стало получение рассрочки, чтобы можно было расплатиться с кредитором будущими деньгами от продажи телевизионных прав.
После того как Грамматиков больше года назад на коллегии Госкино и на пленуме Союза кинематографистов впервые выступил со своими «разоблачениями», я получил письмо от председателя Госкино Голутвы, который обратился ко мне за разъяснениями этой ситуации. В ответном письме я ее разъяснил.
Мне кажется, Грамматиков пытается взвалить на меня все свои неудачи. Началось это после того как у него в начале прошлого года «сгорело» около полумиллиона долларов. Получив от «Медиа-Моста» очередной транш, он не нашел ничего лучшего, как разместить эти деньги на депозите в маленьком банке, который вел обслуживание студии. Банк обанкротился. Грамматиков же, выступая на коллегии, взвалил всю вину за происшедшее на меня. Хотя эти деньги он получил через несколько месяцев после того как я ушел со студии. Он обвинял меня в особых связях с этим банком. Потом, видимо, ему объяснили, насколько абсурдны его высказывания, и он прекратил об этом говорить. Но когда подошел срок платить по векселям, он снова заявил, что я мошенник.
Чуковская: Тем временем в нескольких инстанциях арбитражного суда было принято решение, обязывающее студию векселя оплатить. После его вступления в силу в течение трех месяцев Грамматиков тянул с оплатой. Векселедержатели использовали свое право начать процедуру банкротства.
Грамматиков: Структура, которая банкротит студию, имеет огромнейший опыт. Она обанкротила предприятия военно-промышленного комплекса, недавно -- горно-обогатительный комбинат в Сургуте, а теперь проявила интерес к студии, которая окрепла.
Евгений Пиунов: Мы не банкротили военно-промышленный комплекс, тем более не занимались горно-обогатительным предприятием в Сургуте. Если хорошо знать экономическую географию, то легко установить, что город Сургут и прилегающие к нему территории находятся в болотах, а до ближайших гор там не меньше двух тысяч километров.
Векселями студии расплатились с нами в счет погашения задолженности. Естественно, мы вначале изучили (насколько были в состоянии изучить) их легитимность. Но когда я предъявил векселя к оплате, киностудия отказалась их оплачивать. Мы предлагали рассрочку, реструктуризацию долга, готовы были даже подождать, но киностудия вступила с нами в конфликт. В соответствии с законом мы опротестовали эти векселя у нотариуса, и дальше пришлось идти уже по пути судебных тяжб.
Состоялись три судебных процесса в Московском арбитражном суде. «Силкор» выиграл дело у киностудии уже в первой инстанции, но студия подала апелляционную жалобу. Мы опять выиграли. После этого киностудия подала в федеральный арбитражный суд Московского округа кассационную жалобу. В жалобе ей было отказано, но в марте 2000 года студия обратилась с заявлением в высший арбитражный суд РФ с просьбой о принесении протеста на все состоявшиеся судебные акты. В протесте ей тоже было отказано.
«Силкор» обратился в службу судебных приставов при Арбитражном суде города Москвы и передал туда исполнительный лист. На протяжении почти восьми месяцев шло исполнительное производство, но киностудия, к сожалению, ни добровольно, ни в установленном законом порядке задолженность не погасила. После этого «Силкор» был вынужден обратиться с заявлением в арбитражный суд с требованием признать киностудию банкротом.
Чуковская: На киностудию пришел временный управляющий, который теперь по документам выявляет всех кредиторов. На 1 ноября их оказалось 36. Грамматиков же утверждал, что всего четыре. Уже после назначения временного управляющего Грамматиков решил-таки оплатить векселя, хотя в сегодняшней ситуации мы ему советовали этого не делать.
Пиунов: "Силкор" -- не единственный кредитор студии. И перечисление киностудией денег только нам, как одному из кредиторов, я посчитал неправильным, так как это причиняет ущерб другим кредиторам. Тем более что третье лицо, которое перечислило деньги за киностудию, стало тем самым новым ее кредитором. А значит, кредиторская задолженность отнюдь не уменьшилась, и финансовая ситуация на киностудии не улучшилась. Поэтому я был вынужден вернуть деньги на депозит нотариуса.
Чуковская: По закону «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы вправе заключить мировое соглашение, т.е. договориться об условиях выплаты всех долгов, минуя рассмотрения этого дела в суде. Такое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом. Мы надеемся, что именно это и произойдет на заседании, назначенном на 19 декабря.
Швыдкой: Я сторонник юридического подхода к такого рода проблемам -- мы сейчас ведем переговоры с кредиторами студии, думаем, что заключим мировое соглашение и тем самым выведем студию из банкротства.
Пиунов: Мне кажется, что мы находим взаимопонимание с министром. Что же касается самой процедуры, то очень многое будет зависеть от собрания кредиторов, которое должно состояться перед слушаниями дела в суде. Поэтому сейчас никаких комментариев дать не могу.
Чуковская: Новые хозяева на киностудию могут прийти лишь в том случае, если процедура банкротства будет не только продолжена, но и завершена, а киностудия будет продана тому, кто сможет за нее заплатить. Пока мы надеемся, что киностудия сохранит свой статус, а всем кредиторам будут выплачены долги.
Ливнев: В 1998 году, до кризиса, текущие расходы студии (содержание зданий, зарплаты, налоги, счета за электричество, телефон и прочее) составляли один миллион долларов в год. Только по договору с «Медиа-Мостом» студия получает по два миллиона долларов в год. А ведь у студии есть не только деньги, которые приходят от «Медиа-Моста», есть еще текущие доходы, которые при мне вполне покрывали ее текущие расходы. При этом права на фильмы студии (причем не все права, а только права на телевизионный показ на территории РФ, а ведь те же фильмы еще можно продавать за границу, выпускать на видео) вовсе не проданы холдингу, а переданы в управление на вполне определенный срок. Если холдинг перестанет платить, права на фильмы вернутся на студию. Я уходил со студии со спокойной совестью, зная, что как минимум два миллиона долларов будет у нее в плюсе ежегодно.
Чуковская: Меня смущает другое: кредитор -- в данном случае ЗАО «Силкор» -- не воспользовался возможностью пойти путем досудебной санации. Например, кредитор мог обратиться к учредителю предприятия -- Минимуществу или Минкультуры (как посреднику) -- и попросить удовлетворения своих требований. Для таких случаев в бюджет заложены определенные средства. Поскольку кредитор этого не сделал, мы вправе сделать вывод, что его цель -- не возвращение долга. Хотя, постоянно общаясь с адвокатами кредитора, мы не заметили у него намерений взять киностудию в собственное управление.
Грамматиков: Эти люди пришли не за деньгами, которые мы должны. Они делают экспериментальный шаг в нашей отрасли.
Пиунов: Киностудия нам должна, и мы хотим получить с нее все, что положено. Как предприниматели, мы, разумеется, имеем свой коммерческий интерес к киностудии. Кино, если оно действительно снимается, может стать достаточно прибыльным видом бизнеса. Мы не исключаем финансирования и инвестирования в детское кино и уже вели предварительные переговоры на эту тему. Когда-то же надо начинать. То, что сейчас показывают по телевидению, смотреть просто невозможно. К тому же я не думаю, что государство в такой ситуации будет самоустраняться и впредь.
Очень обидно, что у нас в стране на сегодняшний день нормальных детских фильмов вообще не снимается. По-моему, с 92-го года киностудия не произвела ни одного детского фильма. Надо заниматься своим непосредственным делом -- снимать кино для детей, а не торговать правами на фильмы, которые были сняты когда-то на государственные деньги. Вообще, мы считаем, что все фильмы, которые киностудия снимала в свое время и на которые у нее сейчас есть авторские права, должны принадлежать государству, а не киностудии как коммерческой структуре. Задача киностудии -- снимать, как это делается во всем мире.
Михаил Швыдкой: Я считаю, что необходимо избежать любой демагогии. Нельзя политическими методами решать экономические проблемы. Можно сколько угодно говорить, что банкротят детскую студию, которая производила детское кино, на котором воспитывались все поколения советских людей, в том числе и я. Но эстетика эстетикой, политика политикой, а экономика экономикой. Не надо путать одно с другим.
Вместо эпилога
Помимо студии Горького объектом общественного обсуждения в последнее время является судьба студии «Мосфильм» -- в надежде на акционирование ее, к примеру, ссужал деньгами мэр Москвы Юрий Лужков, рассматривая свои вложения как инвестиции. Изменение статуса крупнейшей киностудии страны сегодня пугает кинематографическую общественность, убежденную, что стоит появиться новым хозяевам, и кино вообще перестанут снимать.
Екатерина Чуковская: Это совсем другая история. 9 сентября прошлого года правительство утвердило «Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», рекомендовав провести анализ состояния всех госпредприятий. Мы провели этот анализ в киноотрасли, но специально провоцировать изменения не будем, если киностудии устраивает их государственный статус.
Если же правительство потребует безотлагательно провести реструктуризацию киноотрасли, то возникнет юридическая коллизия. Дело в том, что в новом законе «О приватизации государственного имущества» и в принятом ранее законе «О государственной поддержке кинематографии» порядок приватизации разный. Сегодняшний закон о приватизации не допускает безвозмездную передачу акций в собственность работникам предприятий, которую предполагает закон о кино.
Мы обратились за разъяснениями в Министерство юстиции, но толкового ответа пока не получили. Поэтому было решено подготовить некую модель, при которой студии смогут акционироваться и приватизироваться постепенно (если возникнет такая необходимость), а интересы студий и их работников и государства будут при этом соблюдены.
В данный момент никто не собирается ни акционировать, ни приватизировать "Мосфильм" без его на то согласия. Карен Шахназаров зря паникует. Ситуация тут совершенно другая, нежели та, о которой он рассказывает в средствах массовой информации.
Вита РАММ, Алена СОЛНЦЕВА. Использованы интервью, взятые Витой Рамм у действующих лиц, и стенограмма выступления Грамматикова на