Время новостей
     N°177, 29 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.11.2000
Возвращение Аристида
Любимец Клинтона может доставить немало проблем новому президенту США
Интересные отношения связывают гаитянцев и Жан-Бертрана Аристида, который в воскресенье вроде бы вновь стал главой крошечного карибского государства. На конференции в столице Порт-о-Пренсе г-н Аристид о результатах голосования помалкивал, упирая на то, что он будет делать в должности президента.

С избирательных участков информация идет самая фантастическая. Эрве Дениз, лидер оппозиционной "Организации борющегося народа" (после фальсификации парламентских выборов в мае она нынешнее мероприятие вообще бойкотировала) утверждает, что в голосовании участвовало 5% списочного состава. Временный избирательный совет и партия самого Аристида видели у урн более 60% электората. Международные наблюдатели после майского конфуза на выборы вообще не приехали.

В этой ситуации понятно, почему Аристид вещает, что "без оппозиции мира в Гаити не будет", что "она (оппозиция) -- часть нашей демократической судьбы" и что в его (Аристида) правительстве "найдется место для каждого".

Действующий президент Рене Преваль тоже очень доволен выборами, полагая, что они являются "разрывом с традицией переворотов".

Секрет заклинаний Аристида и Преваля заключается в том, что международные доноры сомневаются в способности ветерана справиться с нищетой, коррупцией и насилием. В Вашингтоне, где давно грозятся урезать помощь Порт-о-Пренсу, теперь заговорили и о "нелегитимности" выборов.

Только представитель ООН Фред Эркхард ободрил ветерана, заявив, что "международное сообщество даст Гаити шанс", потому что "выборы прошли там, как планировались, а насилия было относительно немного".

Шанс у Аристида действительно есть и вот почему: когда в 1991 году генералы -- сторонники многолетнего диктатора Дювалье выставили его из президентского кресла, число сбежавших вслед за Аристидом во Флориду гаитянских эмигрантов начало стремительно приближаться к кубинскому населению полуострова. Для восстановления низложенного президента в 1994 году потребовалось вмешательство США. Военной операции едва удалось избежать: в последний момент экс-президент Джимми Картер уговорил лидера хунты генерала Седраса добровольно отправиться в изгнание.

Нынешнее возвращение Аристида примечательно по одной причине: именно гаитянская эпопея в 1994 году стала первой успешной внешнеполитической акцией президента США Билла Клинтона, с Гаити началось победоносное шествие практики «принуждения к демократии», которая в последующие годы применялась в куда более серьезных конфликтах. При этом степень демократичности Аристида уже тогда подвергалась большим сомнениям -- зверства сторонников чернокожего священника (например, одевание на шею политическим противникам горящих автомобильных покрышек) были хорошо известны. Не исключено, что новому президенту США, кто бы им ни стал, придется вновь заняться проблемами Гаити.

Алексей СЛОБОДИН