|
|
N°177, 29 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Японская церемония
Военный саммит в Токио лишился смысла еще до начала
Во вторник в Токио министр обороны России маршал Игорь Сергеев начал переговоры со своим японским коллегой -- начальником Управления национальной обороны (УНО) Японии Кадзуо Торасимой. Несмотря на многочисленные разногласия, обнаружившиеся в последние месяцы между Москвой и Токио, российско-японский военный саммит все же состоялся. Причем его проведению не помешало даже то, что переговоры военных двух стран, по сути, оказались лишены смысла, превратившись в сугубо ритуальное мероприятие. Запланированное на конец нынешнего года подписание российско-японского мирного договора откладывается на неопределенный срок: де-юре Москва и Токио все еще не закончили свою более чем полувековую войну. А следовательно, пока что не может быть и речи о сколь-нибудь серьезных двусторонних оборонных инициативах: проекты документов, разрабатывавшихся военными двух стран к подписанию мирного договора, на сей раз явно не понадобятся.
Впрочем, обе стороны всячески старались, чтобы «глубокое разочарование друг другом» внешне никак не проявлялось. Российская делегация была многочисленной и весьма представительной: вместе с министром обороны прибыли командующий Тихоокеанским флотом Михаил Захаренко, начальник управления международного военного сотрудничества Леонид Ивашов и еще более десятка многозвездных генералов. Токио встретил их почетным караулом, медью военных оркестров и пышными приемами на высшем правительственном уровне. Однако единственным реальным итогом переговоров, похоже, будет лишь подписанный в ходе встречи Сергеева и Торасимы протокол «по вопросам многосторонних контактов для расширения мер доверия в регионе». Документ этот, в общем-то, ничего не добавляет к российско-японскому оборонному сотрудничеству: в нем лишь оговаривается возможность дальнейшего обмена военными делегациями и проведение совместных учений «по поиску и спасению на море» (российско-японские военно-морские маневры с подобным сценарием проводились за последние годы уже трижды, последний раз в нынешнем октябре в Авачинском заливе, недалеко от Петропавловска-Камчатского). По свидетельству источника газеты «Время новостей» в российском оборонном ведомстве, «переговоры в Токио практически обречены -- каких-либо взаимоприемлемых развязок по основным проблемам в военной области пока что не просматривается». В числе же таких «основных проблем», которые волнуют сейчас и Москву, и Токио, наш источник назвал «возможность демилитаризации Курил, совместные японо-американские разработки в области создания ПРО театра военных действий плюс военное сотрудничество Японии и США в целом».
Последнее очень серьезно беспокоит Москву, особенно после того как Токио в минувшем году заключил с Вашингтоном новое соглашение о сотрудничества в области обороны. И если до последнего времени Москва противопоставляла этому альянсу лишь гневные эскапады МИДа «о недопустимости включения в его зону ответственности российского Дальнего Востока», то недавно к отражению «японо-американской угрозы» всерьез подключилась и российская армия. Военно-морские учения «Фоул Игл-2000», которые Токио и Вашингтон проводили в Японском море в октябре-ноябре, дважды посетили незваные российские «гости»: 17 октября и 9 ноября группы боевых самолетов Тихоокеанского флота и российских ВВС совершали демонстрационные облеты участвующего в маневрах американского авианосца «Китти Хок». Эти «учебные атаки» российских летчиков наделали на Западе немало шума, тем более что Москва специально постаралась подчеркнуть, что произошедшее отнюдь не было «самодеятельностью» военных -- участники «налетов» на «Китти Хок» были представлены к правительственным наградам.
Совместными усилиями
В приватных разговорах российские военные еще месяц назад признавались что «с Японией ничего не получается». Судя по всему, их японские коллеги были с этим абсолютно солидарны: запланированный на сентябрь визит в Токио представительной российской военной делегации во главе с начальником Главного управления сухопутных войск РФ генерал-полковником Юрием Букреевым руководство УНО отменило в последний момент, сославшись на «напряженный график работы». Рассматривалась и возможность полной отмены военного саммита, однако стороны решили все же не обострять ситуацию до предела. Впрочем, спецслужбы обеих стран не отказали себе в удовольствии подготовить к нему свои «сюрпризы». В России было возвращено на дополнительное рассмотрение дело капитана 2 ранга Георгия Пасько, обвинявшегося в передаче японским СМИ секретной информации о ядерных объектах ТОФа (летом прошлого года он был частично оправдан и амнистирован). В свою очередь японская контрразведка приурочила к визиту маршала Сергеева публичное чистосердечное признание капитана 3 ранга Сигэхиро Хагисаки, который был арестован 7 сентября по обвинению в передаче секретных документов военно-морскому атташе посольства РФ в Токио.
Юрий ГОЛОТЮК