|
|
N°177, 29 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бюджетная полуготовность
Депутаты готовы расстаться с законом через две недели
Работа над бюджетом-2001 близится к концу. 1 декабря Дума рассмотрит бюджетный план в третьем чтении, а спустя еще две недели, 14 декабря, должна принять его в окончательном, четвертом чтении. Если 20 декабря проект будет одобрен и верхней палатой (а сенаторы, несмотря на обиду за отнятые дорожные деньги и 15% НДС, вряд ли рискнут отвергнуть закон), и затем подписан президентом, то новый год страна встретит с готовым бюджетом. Своевременно финансовый план пока принимался лишь дважды: в 1995 и 1999 гг. -- в годы парламентских выборов. Утверждение бюджета в срок на фоне политического затишья говорит о нормализации финансово-экономической жизни в стране.
Хотя, возможно, в большей степени это свидетельство нормализации отношений внутри политического класса. Фактическое исполнение бюджета -2001 года, по общему признанию, будет отличаться от утвержденного закона. И поскольку все-все знают, что цифры бюджетных назначений, мягко говоря, неточны, едва ли не главным сюжетом третьего чтения было распределение весьма возможных дополнительных доходов. По скромным прикидкам правительства их будет 70 млрд рублей. По решению депутатов деньги будут поделены пополам: 35 млрд пойдут на погашение внешних долгов, остальные размажут неровным слоем по прочим бюджетным разделам. Причем непроцентные расходы будут добавочно финансировать только спустя месяц после окончания каждого квартала (кроме четвертого). Если цифра допдоходов перевалит за 70 млрд, то избыток будет поделен в пропорции 30 на 70% между бюджетниками, военными, судьями и т.п. (им проиндексируют зарплаты) и все теми же выплатами по долгу. Правительство, правда, согласилось с этой схемой скрепя сердце и, видимо, будет настаивать, чтобы Дума утвердила предложение кабинета: направлять на погашение долгов 70% всех дополнительных доходов.
Настойчивость правительства понятна: бюджетом ему разрешено занять за границей до 5 млрд долларов. Но получение займов, учитывая экономический рост, цены на нефть и, как следствие этого, 11 млрд долларов допдоходов по итогам 2000 года, маловероятно. Столь же маловероятно и быстрое достижение договоренности с Парижским клубом, а значит, придется платить кредиторам еще незапланированных 3 млрд долларов. Официально зафиксированное в бюджете по настоянию депутатов снижение объема внешнего долга (его предел на 1 января установлен в размере 148,2 млрд долларов) тоже, как уверяли правительственные чиновники, не лучшее подспорье на переговорах с заимодавцами.
Депутатов подобные заявления не трогают. Несмотря на внешнюю лояльность этой Думы, большинство депутатов хотели бы более жестко контролировать кабинет через бюджет. И это касается не только долгов и допдоходов. В тексте бюджета, например, появилось требование о внесении в Думу до 1 марта «Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий», в которую нельзя включать госпакеты предприятий, созданных согласно международным договорам и межправительственным соглашениям, в частности российско-белорусскую НК «Славнефть». Думцы также особо записали, что выделение заложенных на восстановление Чечни 4,5 млрд рублей будет возможно только после утверждения правительством целевой программы.
Наталья ОЛЕНИЧ