|
|
N°176, 28 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кому мать родна
Воровство интендантов всегда было проблемой для русской армии. Первым ярким примером наказанного казнокрадства можно назвать мордобой, учиненный Петром I своему ближайшему сподвижнику Александру Меншикову за вольное обращение с казенными средствами, отпущенными на строительство флота в Воронеже.
Немало денег ушло в карманы предприимчивых дельцов при попустительстве ближайших подчиненных екатерининского фаворита Григория Потемкина и главного начальника Черноморского флота Николая Мордвинова накануне и в ходе русско-турецкой войны -- во время строительства флота и боевых действий. Для ускорения снаряжения армии и кораблей они позволяли поставщикам продавать негодное дерево, парусное полотно и даже плохой провиант. Как отмечал знаменитый полководец Александр Суворов, «в учреждениях этих временами многие непотребства творятся». Суворов лично контролировал поставки продовольствия и амуниции для вверенных ему войск и с нерадивых интендантов взыскивал строго: мог даже прилюдно эполеты с мясом вырвать.
До поры до времени все обходилось без крупных судебных разбирательств: виновного в масштабных махинациях старались тихо уволить в отставку. Лишь после окончания русско-японской войны 1904--1905 гг. были выдвинуты обвинения против проворовавшихся интендантов и их высокопоставленных покровителей. Так, во время суда над генералами Фоком и Стесселем, сдавшими Порт-Артур, прозвучали обвинения в растрате казенных денег при строительстве порта Дальний, а также в снабжении войск амуницией и продовольствием по завышенным ценам исключительно через купца Сахарова.
Целый ряд интендантских процессов прошли в 1908--1911 гг. в нескольких округах. Однако, как правило, серьезным наказаниям подвергались не руководители-снабженцы, а их сотрудники. Так, на 6 лет крепости был осужден полковник Короткий -- один из чинов Московского интендантского управления. Не случайно на совещании видных военачальников (вскоре после начала первой мировой войны) главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич начал обращение к интендантам со слов: «Господа, только без воровства!».
Традиции были поддержаны и красными командирами. В начале 1921 г. была попытка устроить показательный процесс над командующим Заволжским военным округом Авксентьевским и его ближайшими соратниками, бывшими офицерами Генштаба Балтийским и Андерсом, которые посылали своим родственникам и друзьям целые вагоны с деликатесами и мануфактурой. Однако все так и осталось на бумаге, поскольку за подельников ходатайствовали Фрунзе и Троцкий.
Павел АПТЕКАРЬ