|
|
N°176, 28 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Арестованные без вести
Федеральные власти будут искать пропавших чеченцев в тюрьмах
Представители российских спецслужб объявили вчера о создании специальной межведомственной группы, которая будет заниматься поиском без вести пропавших на территории Чечни. Искать людей эта группа будет в основном не у похитителей и даже не у представителей бандформирований, а в тюрьмах и СИЗО. Дело в том, что именно там оказываются большинство без вести пропавших, а их родственники ничего об этом не знают.
Чаще всего люди в Чечне исчезают после «зачисток» сел или других спецопераций федеральных сил. Если эти мероприятия проводят милиционеры, то они еще худо-бедно стараются оповестить семьи о задержании их близких, которые подозреваются в тех или иных преступлениях. Когда же работают армейские подразделения, то они просто хватают подозрительных и без всяких расписок передают их представителям ФСБ и Минюста. А эти службы и не думают кого-либо оповещать о личностях задержанных и даже о самом факте задержания. Родственники попавших под такие зачистки, не зная ничего о судьбе своих близких, естественно, несут в милицию заявление о пропаже человека. Впрочем, даже когда сведения о чеченцах, попавших в СИЗО и тюрьмы, доходят до МВД, его сотрудники не всегда имеют возможность проинформировать об этом семью -- связь в Чечне до сих пор не налажена. А милиционеры, которым легли на стол заявления о пропаже, тоже оказываются в непростой ситуации: если они и узнают, что пропавший муж, брат или сын может находиться в каком-нибудь СИЗО, проверить это почти невозможно -- в изолятор их пускать отказываются.
И вот для того, чтобы разобраться со всей этой неразберихой, было решено создать специальную группу по розыску без вести пропавших, в которую войдут сотрудники спецпредставителя президента по обеспечению прав и свобод человека в Чечне Владимира Каламанова, МВД, ФСБ, Минюста и Минобороны. Члены этой группы наделены особыми полномочиями, в том числе доступом к документам о задержанных, свободным доступом в изоляторы временного содержания, а также беспрепятственным проездом через кордоны и блокпосты.
Первые результаты работы представителей спецслужб по поиску пропавших уже есть. Проверив все 360 заявлений о пропавших в Чечне, оперативники почти сразу нашли 26 человек. Большинство, как оказалось, находились в СИЗО Чернокозово, другие -- в тюрьмах Ставрополя, Пятигорска, Ростова-на-Дону. Этих людей либо подозревают в участии в бандформированиях, либо задержали за какие-то другие преступления.
Правда, пока непонятно, удастся ли этой группе установить, куда в свое время исчезли некоторые высокопоставленные чеченцы. Ведь вся информация о них тщательно скрывается спецслужбами. Так, например, до сих пор не ясна судьба бывшего спикера парламента Чечни, а потом влиятельного полевого командира Руслана Алихаджиева. Его несколько месяцев назад куда-то увезли представители ГРУ, и с тех пор ни родственники, ни адвокаты не могут найти его следов. Кстати, одно заявление из 360 об исчезновении человека подано именно семьей Алихаджиева.
Александр ШВАРЕВ