|
|
N°175, 27 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Налоги по понятиям
Злоключения с налоговой реформой продолжаются. До начала жизни по новым правилам остается чуть больше месяца, и тут выясняется, что в принятую с большой помпой вторую часть Налогового кодекса вкралось множество неточностей, технических ошибок и т.п. То есть, «принимали - торопились, прочитали - прослезились».
Впрочем, оправившись от салютов, творцы налоговой реформы немедля засели за работу над ошибками. И в минувшую пятницу Госдума в нарушении регламентных норм приняла поправки во вторую часть Налогового кодекса и закон о введении этой части в действие сразу в трех чтениях. Докладчик Сергей Штогрин убеждал коллег, что 80% поправок носят «абсолютно технический характер». На что Иван Грачев заметил, что их объем наводит на мысль, «какой же мусор был принят летом». Но правительству, судя по результатам голосования (более 300 по обоим проекту), удалось заранее договориться со всеми фракциями, а потому недовольные замечания одиночек не оказали никакого влияния.
Спешка с принятием поправок объяснялась тем, что для вступления в действие с 1 января, они должны быть опубликованы не позднее 1 декабря. Но сенаторы, проводившие в пятницу юбилейное, сотое заседание, эти доводы проигнорировали и отказались рассматривать законопроекты, тексты которых даже не успели подвести на Большую Дмитровку с Охотного ряда. Первый замминистра финансов Сергей Шаталов выглядел крайне разочарованным. «Решение сенаторов означает, что регионы теряют 77, 5 млрд рублей», - заявил он журналистам.
Эти деньги, впрочем, теряют не региональные, а местные бюджеты. Одной из поправок устанавливалась 5- процентная ставка муниципального налога на прибыль, которая должна действовать до тех пор, пока местные органы не определят собственную. Таким образом, федеральные власти решили позаботиться о неразумных местных властях, не сумевших за полгода после принятия второй части Кодекса ввести собственный налог на прибыль, чтобы компенсировать бюджетные потери от отмены налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Но губернаторам потери местных бюджетов в какой-то степени на руку: обедневшие городские власти становятся более зависимыми от региональных. Что приятно, особенно учитывая, традиционный конфликт между губернаторами и мэрами губернских столиц.
Однако, потери грозят не столько региональным и местным, сколько федеральному бюджету. Помимо мелких огрехов, во второй части НК много и содержательных ошибок. Например, под налоговой базой по социальному налогу понимаются доходы предприятий, а не их расходы на фонд оплаты труда. С помощью этой «технической» ошибки» предприятия при желании могут вовсе отказаться от уплаты нового налога, не платя, разумеется, и отменяемые с 1 января взносы во внебюджетные фонды.
Казусная ситуация сложилась и с акцизами на алкоголь. С нового года половину этого акциза должны платить заводы- производители, половину- аккредитованные оптовые базы. За прошедшие с принятия главы месяцы, аккредитовать соответствующим образом эти базы не удалось. МНС потребовало еще полгода, отсюда возникла поправка о переносе расщепления алкогольного акциза на 1 июня. Неприятное случилось и с налогом на добавленную стоимость. Поскольку глава по НДС, как и прочие, писалась в спешке, то одна треть объектов, согласно НК, просто не попадает под налогообложение.
В силу того, что сенаторы отказались, не глядя править Кодекс, закон вступит в действие со всеми большими и малыми просчетами. Если конечно, правительство или президент не заставят сенаторов собраться на заседание до 29 ноября. Но, учитывая, что демарш сенаторов, скорее всего, был осознанным (сладкая месть за федеративную реформу, лишившую их неприкосновенности и за налоговую, лишившую денег, в частности дорожных), заманить их на заседание раньше декабря вряд ли удастся.
Мнения о том, что будет, если сенаторы примут поправки только в конце декабря, расходятся. По мнению одних специалистов, поправки вступят в силу с 1 февраля. По мнению других, все зависит от налога. Муниципальный налог на прибыль, имеющий налоговый период год, может быть введен не раньше 1 января 2002. То же касается и поправок в главы о едином социальном налоге и налоге на доходы физических лиц. С февраля могут быть поправлены только главы, касающиеся НДС и акцизов ( налоговый период по ним 1 месяц). Правда, третьи уверяют, что поправки в главу по любому налогу, опубликованные позже 1 декабря, могут вступить в действие уже с 1 января 2002 года.
Какая бы точка зрения не победила, очевидно, что главным толмачем налоговых правил будут налоговые органы. И они, в конечном счете, станут определять, кому платить, с какой базы, и в каком объеме. Наиболее смелые, конечно, могут подавать в суд. Но при наших судах - это себе дороже. И поэтому, как и раньше, платить придется по понятиям. Поскольку принятый в спешке в неряшливом виде Налоговый кодекс может носить только рекомендательный характер. И вместо уменьшения административного произвола новые налоговые правила приедут к его усилению. А это означает, что налоговая реформа обернулась пшиком.
Светлана ЛОЛАЕВА