|
|
N°175, 27 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Объединение после чистки
Благотворители просят жену президента возглавить их союз
Благотворительные организации России решили, что пришла пора радикальной чистки рядов. С тем, чтобы избавиться от «мертвых душ», реабилитировать в глазах рядовых граждан словосочетание «благотворительный фонд» и совместно попросить власти установить понятные правила существования в России гуманитарных организаций. Возглавить это движение должен Союз благотворительных организаций России (СБОР), созданный в выходные на учредительном съезде, собравшем более 500 делегатов-благотворителей из 70 регионов.
Организаторам съезда пришлось довольно долго вычислять, какие фонды действительно участвуют в гуманитарной деятельности, какие создавались только для прикрытия бизнеса, а какие не функционируют вовсе. «Данные мы попросили у Госкомстата, -- рассказывает вице-президент Благотворительного морского фонда, член оргкомитета съезда Юрий Головин. -- Нам предоставили их только за деньги. Фактически мы купили список из 7 тысяч структур. Половина из них -- неживые. Из оставшихся многие весьма сомнительны. В итоге на съезд приехали всего 500 делегатов».
Благотворительные организации объединились не только ради чистки рядов. Делегаты съезда в своих выступлениях подчеркивали, что хотели бы работать в нормальном правовом поле. Законодательные акты о гуманитарной деятельности существуют, но они разрозненны, а часто и противоречат друг другу. «Дело не в том, что мы хотим закрепить за собой какие-то особые льготы, -- говорит г-н Головин. -- Нам важно создать единую систему благотворительности и единые «правила игры»: а то в некоторых регионах с одной только регистрацией намучаешься. Многие делегаты съезда рассказывали о произволе чиновников, противостоять которому мы можем только вместе».
И еще, считают члены СБОРа, необходимо регулирование благотворительной деятельности на государственном уровне. Во многих более цивилизованных странах правительство берет на себя и контрольные, и регистрационные, и другие функции, а у нас и намека нет на координирующую роль государства. Например, в Великобритании закон о благотворительных фондах был принят в 1853 году и действует до сих пор. Правительственная комиссия по благотворительности там занимается регистрацией организаций, контролирует их сделки, замораживает банковские средства недобросовестных фондов, информирует общественность. Такой же открытости, прозрачности своей деятельности хотели бы и многие наши фонды. Тогда, считают они, повысилось бы доверие к российским благотворителям в мире. Последнее важно хотя бы потому, что сегодня многие зарубежные организации прекратили безвозмездную помощь России, столкнувшись с массовыми фактами разворовывания своих пожертвований.
Члены нового союза обратились к жене президента Людмиле Путиной с просьбой возглавить попечительский совет, чтобы «своим авторитетом поддержать чистоту и эффективность благотворительных организаций».
Елена БОЛДЫРЕВА