Строительству Балтийской трубопроводной системы (БТС) мешают три проблемы: штормовая погода, экологические организации и неустановленная охранная структура, захватившая завод, где льют бетон для строящегося нефтеналивного порта в Приморске. К таким выводам пришли участники координационного совета по сооружению БТС, заседание которого прошло в субботу. Впрочем, по мнению участников совещания, все эти причины не смогут помешать вводу системы в эксплуатацию в декабре 2001 года. Пока, как было заявлено на совете, работы ведутся «с опережением графика от двух недель до двух месяцев».
Штормы на Балтике мешают сооружению причальных сооружений в Приморске, который является конечным пунктом БТС -- через него в рамках первой очереди строительства будет экспортироваться 12 млн тонн нефти ежегодно. Из-за непогоды в октябре строители, возводящие порт, могли работать десять дней, а в ноябре всего пять.
Кроме того, «зеленые» России, стран Балтии и Финляндии развернули кампанию против строительства порта, заявляя, что он станет главным фактором экологического риска в Балтийском регионе. По мнению губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, «зеленые» бойкотируют стройку по заказу -- во многих прибалтийских государствах хотели бы, чтобы БТС не было, ведь приморский порт лишит эти страны доходов и влияния». Правда, губернатор отметил, что после сентябрьской встречи премьер-министра Михаила Касьянова со своим финским коллегой Пааво Липпоненом Финляндия уже не настаивает на международной экологической экспертизе проекта нефтетерминала, а только просит направить для ознакомления результаты такой экспертизы, проведенной в России.
Представители корпорации «Трансстрой» сообщили на совещании, что некая охранная структура из Приморска, несколько дней назад захватившая
бетонный мини-завод, работающий на нужды стройки, отказывается давать какие-либо объяснения. Трансстроевцы пожаловались губернатору на «местный беспредел», и им была обещана помощь милиции.
Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» вице-президент компании «Транснефть» Сергей Тер-Саркисянц, на сооружение БТС уже израсходованы «практически все» 106 млн долл., аккумулированные компанией в 1999--2000 годах за счет инвестиционной составляющей в тарифе на прокачку сырья по российским магистральным трубопроводам. До конца года в Приморске будет освоено еще около 53 млн долл. Здесь уже сооружены три из десяти нефтехранилищ по 50 тыс. т нефти каждое. Остальные емкости построят до 30 апреля 2001 года.
Сейчас же один из подрядчиков «Транснефти», «Ленгазспецстрой», начинает прокладку самого трубопровода от Киришей до Приморска: уже завезено 150 км труб. Для сдачи БТС нужно проложить 450 км новых магистралей и увеличить пропускную способность 175-километрового нефтепровода Ярославль--Кириши с 12 млн до 30 млн тонн сырья ежегодно. Реконструкция трубы, по словам г-на Тер-Саркисянца, начинается в ближайшее время.
На все эти работы нужно еще 354 млн долл. Г-н Тер-Саркисянц сообщил, что деньги в 2001 году будут выделены из прибыли «Транснефти», а также за счет кредитов «группы российских банков», назвать которые он отказался (как не сообщил и о доле кредитных ресурсов, привлекаемых на нужды БТС). Он лишь отметил, что новая инвестиционная составляющая в тарифах «Транснефти» для строительства системы вводиться не будет.
ОАО «БТС» сейчас находится в стадии присоединения к дочерней структуре «Транснефти» -- «Верхневолжские магистральные трубопроводы». А управлять Приморским портом и трубой будет ОАО «Балтийские магистральные нефтепроводы» со 100-процентным участием государства. Вице-президент «Транснефти» добавил, что Казахстан заявил о своем желании экспортировать через БТС до 5 млн нефти в год.