|
|
N°175, 27 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эхуд Барак, говорите громче!
Владимир Путин поработал телефонистом
Категорическое нежелание израильтян и палестинцев беседовать напрямую об урегулировании двухмесячного конфликта, которое привело в последние дни к очередному резкому обострению ситуации в регионе, сломлено. Это прямо-таки подарок к Рамадану, священному месяцу поста и примирения у мусульман, начинающемуся сегодня. С возобновлением прямых контактов (их инициатором неожиданно стал российский президент Владимир Путин, выполнивший роль телефониста во время пятничных переговоров с Ясиром Арафатом) появилась надежда, что стороны все-таки перестанут убивать друг друга. Израильская газета «Гаарец» даже написала, что правительство Израиля готово разработать «конкретные меры по отделению от Палестины».
В субботу глава палестинской автономии Арафат встретился в Газе с посланцами израильского премьера Барака: с министром транспорта, бывшим начальником генштаба Амноном Липкиным-Шахаком и бывшим шефом израильской спецслужбы ШАБАК Ами Аялоном. Другой представитель Барака, его главный советник и бывший глава разведки Моссад Дани Ятом отправился в Каир на переговоры с египетским президентом Хосни Мубараком. А министра иностранных дел Израиля Шломо Бен-Ами скоро ждут в Москве.
Из кабинета российского президента Арафат по телефону пообщался с Эхудом Бараком, и, поскольку лидеры на протяжении конфликта не разговаривали друг с другом, это стало большой удачей если не всей российской дипломатии, то самого президента, стремящегося вернуть Россию к прежней активности на Ближнем Востоке. После этой телефонной беседы вновь заработали израильско-палестинские службы по обеспечению безопасности, закрытые накануне из-за убийства израильского лейтенанта Эдуарда Мечника, кстати, выходца из России. Организовав личную беседу лидеров, Москва сумела растопить лед между враждующими сторонами, однако, судя по высказываниям палестинских лидеров, Россия не получила от израильтян согласия на ввод миротворцев на палестинские территории, о чем давно просит Арафат. Повисла в воздухе и российская идея об организации широкой международной мирной конференции. Арабская газета «Аль-Хайат» заметила, что Ясир Арафат, прибыв после Москвы в Иорданию, уточнил, что речь не о какой-то особой «инициативе» России, а о «попытках» стабилизировать ситуацию.
Впрочем, и такое участие России, долгое время остававшейся на обочине ближневосточного мирного процесса, стало неожиданностью, для конфликтующих сторон -- даже приятной. Частично из-за своего прежнего бездействия Москва сумела построить ровные отношения и с израильтянами, и с палестинцами. И те, и другие нам доверяют, и остается только развить успех, хотя эта задача усложнится, когда американцы оправятся от своих внутренних выборных проблем. Другой трудный вопрос -- сумеет ли Москва сохранить золотую середину между конфликтующими, каждый из которых хочет перетянуть ее на свою сторону? Арабские дипломаты в один голос уверяли вашего корреспондента, что попытки сохранить нейтралитет контрпродуктивны: американцы, мол, пытались, но все равно в итоге оказались на стороне Израиля. Россия, по их мнению, должна превратиться в противовес и поддержать арабов, как в старые добрые советские времена.
Елена СУПОНИНА